На долю "Галерки" выпало сложное испытание - театр буквально остался без сцены под ногами. Третий сезон омская "Галерка" гастролирует на различных театральных подмостках Омска; за это время труппа не досчитались полутора десятков актеров. Но от этого "Галерка" не пала духом, не перестала привозить с театральных фестивалей серебряные и бронзовые награды. А главное - зритель не предал свой театр.
В преддверие Международного дня театра наш гость - Владимир Витько, директор, художественный руководитель театра "Галерка", режиссер-постановщик, заслуженный артист России.
...Выход на станцию "Туполевская"
Скоро омичи, услышав объявление: "...Выход на станцию "Туполевская", будут знать, что подъехали к "Галерке". "Туполевская" - рабочее название станции омского метрополитена, строящейся как раз напротив входа в театр, рядом с ДК "Рубин" и "Полетом". Это будет в 2009-м. А пока тут сплошная стройплощадка: метро, новая "Галерка". В 2005-м, когда в здании театра (бывший ДК "Юность") было решено сделать косметический ремонт, никто не мог предположить, что нужно будет строить всё заново. Здание Дома культуры, изначально не приспособленное для таких нужд, рушилось на глазах.
- Что сейчас происходит со зданием театра на улице Б. Хмельницкого?
- Думаю, в середине весны этого года строительство начнется. У театрального здания ведь особая форма. Театр может быть только в театре, и нигде больше.
Если брать с запасом, то судьба нашего здания должна решиться к сентябрю 2009-го. Это крайний срок (показывает проект нового здания). Всё будет так: парадный вход, балюстрады. Только стекла, ни в коем случае не тонированные. По вечерам в окнах обязательно должен гореть свет, театр не может быть закрытым.
- Как повели себя другие омские театры, без проблем пустили к себе на сцену?
- Мы благодарны своим коллегам. Вот сейчас представился случай об этом сказать. Третий сезон "Галерка" работает под чужими сводами: это "Арлекин", "ТЮЗ", Музыкальный театр, Дом актера - спасибо им. Особенно много от нас терпит (улыбается) "Арлекин", мы так основательно расположились на его площадях со своими костюмами и декорациями... Он мужественно все сносит. Представьте (хитро улыбается), такие "долгие" гости на вашей жилплощади со скарбом вещей, детьми и привычками!..
- Как чувствует себя в этих условиях труппа?
- Ну, труппа - еще не весь театр, а только четвёртая его часть. Сложно, конечно. Очень рельефно вырисовались люди. Да, за три сезона "Галерку" оставили больше десятка актеров. В основном это молодежь. Частично из-за проблем со зданием, частично - из-за столичных грез.
Хоть Леня Голубков, но в телеке
- А вообще много артистов уходят в шоу-бизнес, кино, ищут себя в Москве?
- Да, очень много. Это проблема всех провинциальных театров. Знаете, актер на Руси никогда не был ни сытым, ни богатым.... Молодежь едет в ту же Москву, Питер. Там актеры снимают какие-то 20 метров, где ютятся вчетвером-впятером. Тем временем ищут работу даже не в театрах, а без устали бегают по кастингам разных сериалов, пробуют сниматься в рекламе. Хоть в массовке, но засветиться. Что ж, каждому свое.
С появлением сериалов и корпортивок русский театр затрясло. Лихорадка длится уже несколько лет. Пусть Лёня Голубков, но мамка в Сибири увидит сына по телевизору. Да и платят за это прилично. Корпоративные вечеринки, торжества всякие - за такую работу наши коллеги теперь берутся часто. Я никого из них не осуждаю, но и поздравить тут не с чем.
- Последние два-три года в Омск часто привозят свои антрепризы столичные труппы. Это тот же "чёс", что и у звезд эстрады?
- Да, абсолютно тот же чёс по провинции, только театральный. Качество спектаклей самое разное, есть очень приличные. Омская публика любит театр разный: столичный, свой. Не могу сказать, что заезжих актеров как-то игнорируют (хитро улыбается). На их спектакли ходят и дают свои оценки, порой даже слишком строгие. Омичи - зрители искушенные, на знаменитое имя их не возьмешь.
А яблочко-то настоящее
- Откройте тайну, Владимир Федорович, правда ли, что все, что зритель видит на сцене, - это бутафория?
- (Продолжительно смеется). На самом деле по-разному бывает. Все застолье на сцене может быть бутафорским, а яблочко, лежащее на тарелочке пред актером, настоящим. Ему же нужно что-то есть на сцене. И он по ходу роли аккуратно режет яблоко ножичком и кушает. Вот известная постановка "Галёрки" с названием "В ста шагах от праздника" - там бабка реально печёт блины. Плита, сковорода - всё настоящее, подлинное. Перед каждым спектаклем заводим блинное тесто, жарим на сцене, актеры кушают (лукаво улыбается). В постановке "Миленький ты мой" главные герои в новогоднюю ночь под бой курантов откупоривают настоящее шампанское.
- Для кого работает "Галерка" и кто ваш зритель?
- Вы знаете, недавно состоялась премьера спектакля "Деньги для Марии" по произведению Валентина Распутина. Эта постановка завоевала на Международном театральном форуме серебряного "Витязя". С победой театр поздравил сам автор, Валентин Распутин, сказав в наш адрес добрые сердечные слова: "На этой "Галерке" уже не закачаешься, тут все в порядке. "Деньги для Марии" - один из лучших спектаклей по моим произведениям из тех, что мне доводилось когда-либо видеть. Режиссер сумел сделать из тяжелого произведения мудрую притчу. И я говорю этому театру "Спасибо".
- Редакция "АиФ в Омске" поздравляет Вас, Владимир Федорович, и весь коллектив "Галерки" с новым зданием, с очередным "Витязем", с удачной премьерой. Получается, вы всем в жизни довольны?
- "Довольны" звучит как приговор. Я бы сказал просто: чувствую себя как человек при хорошем деле.