Пока Россия занималась перестроечными процессами, отечественная промышленность, можно сказать, спала. И проспала технологическую революцию, которая случилась в развитых государствах за последние десятилетия.
Параллельно произошло отставание подготовки специалистов инженерно-технической направленности в учебных заведениях всех уровней. В конечном итоге мы пришли к катастрофической нехватке инженеров, конструкторов и квалифицированных рабочих. За последние годы в России практически полностью разрушена система начального и среднего технического образования, ее материальная база "исхудала", часть учебных заведений распродана и перепрофилирована.
Специалистов мало
В настоящее время перед ведущими предприятиями Омского региона встали задачи кардинального обновления выпускаемой ими продукции: без этого шага невозможно конкурировать на рынке, открытом для ведущих зарубежных фирм. Обострилась проблема не только разработки новейших устройств, но и управления сложнейшим компьютеризированным оборудованием, приобретаемым предприятиями для выпуска новой продукции. Фактически все станки представляют собой современные аппаратно-программные комплексы, начиненные электронным оборудованием, управляемым специализированными программами. Теперь даже механики обязаны уметь работать с программным продуктом и электроникой. К сожалению, средний возраст ведущих специалистов заметно возрос, и им сложно переходить на новейшие цифровые технологии. Следовательно, предприятиям стали требоваться новые кадры, подготовленные по принципиально новым программам. Как же вузы могут готовить эти кадры, если они сами не обладают современным оборудованием? Самостоятельно выбраться из этого положения большинство российских вузов не может: бюджетное финансирование практически не предусматривает средств на имущественное обновление материально-технической базы за исключением 57 победителей инновационных программ, а несовершенство правовых норм не позволяет выстроить взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений с промышленными предприятиями.
Сейчас на уровне Правительства страны предпринимаются действия по существенному изменению ситуации. Как недавно сказал Дмитрий Медведев: "Проблема пятнадцатилетняя, но пути решения есть".
Помогут, но спросят
Так, в системе начального и среднего профессионального образования уже стали появляться успешные профтехучилища, ориентированные на подготовку кадров для высокотехнологичных производств, в частности, энергетической сферы.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" для решения данной проблемы в 2007 году было введено направление по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования на конкурсной основе. Около 80 образовательных учреждений страны - победителей конкурса - получили не только государственное финансирование, но и средства региональных бюджетов, а также заинтересованных работодателей, на которые смогли закупить современное оборудование, ввести новые программы обучения, отвечающие современным требованиям, повысить квалификацию преподавателей.
Кроме того, в рамках нацпроекта второй год оказывается поддержка учреждениям высшего образования, среди которых много вузов технического профиля. Подъем престижа технических профессий, в том числе и за счет увеличения финансирования, поможет решить проблему кадров, считают в Правительстве страны. А грамотное маневрирование денежными потоками привлечет хороших студентов в технические профессии.
По данным, озвученным первым вице-премьером, в образовательную сферу из консолидированного бюджета выделено 2,2 триллиона рублей, включая около 300 миллиардов из федерального бюджета и 80 млрд. по нацпроекту. При этом высокий уровень государственных расходов на образование планируется сохранить и в последующие годы. Так в 2008-2010 годах на образование будет выделено 4,5 триллиона рублей, а на подготовку кадров в 2007-2009 годах - около 2 миллиардов рублей.
Наряду с увеличением финансирования образования планируется и ужесточение требований, предъявляемых к учебным заведениям. Качество образования - основной критерий их деятельности. Необходимо, чтобы выпускники техникумов и университетов, придя на рабочее место, не просили бы в очередной раз рассказать им, как все устроено в жизни, а чтобы они были самостоятельными носителями новых знаний и технологий, которых ждут на производстве.