Примерное время чтения: 7 минут
374

Международное образование предъявляет новые требования стандартам обучения

Система образования будет меняться в ходе международной интеграции.
Система образования будет меняться в ходе международной интеграции. www.russianlook.com

28-30 ноября 2013 года в г. Москве прошло совещание-семинар ректоров (руководителей) и проректоров по международной деятельности российских образовательных учреждений высшего профессионального образования. Организаторами выступили Министерство образования и науки РФ, Россотрудничество совместно с Российским университетом дружбы народов. Омский государственный технический университет представлял Вячеслав Соломин, начальник отдела международных и общественных связей. Он дал интервью корреспонденту «АиФ в Омске».

Omsk.aif.ru: Какие вопросы обсуждались на совещании-семинаре?

Вячеслав Соломин: В рамках мероприятия обсуждались основные направления международной деятельности вузов РФ, вопросы обучение иностранных граждан, их правовое положение в РФ, а также реализация двухсторонних и многосторонних международных договоров РФ в области образования и науки. Такие совещания-семинары проходят ежегодно и собирают более 400 представителей вузов со всей России. По-своему это уникальное мероприятие, потому что на нем затрагиваются основные тренды развития образования в мире и нашей стране. И, как правило, именно международные службы первыми сталкиваются с мировыми практиками и решают нестандартные правовые и образовательные задачи.

Фото: Из личного архива

– Каков формат мероприятия?

– Основная часть – это пленарное заседание. Как правило, выступают представители Минобрнауки, Россотрудничества, Рособрнадзора, УФМС и других федеральных органов, влияющих на жизненный цикл обучения иностранных граждан. В этом году пленарное заседание открыл Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Затем идет разделение аудитории на «круглые столы», на которых ведутся активные дискуссии по основным темам, заявленным в повестке дня: направлениям развития российского образования, выявление правовых несоответствий и путей их преодоления, проблем признания иностранных квалификаций, правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам, миграционного учета и др. По завершении мероприятия формируется рекомендательное письмо, которое направляется в Минобрнауки РФ.

– Каковы основные тенденции развития международного образования?

– Весь мир пытается переосмыслить последствия индустриальной эпохи и ищет новые подходы к развитию общества через изменение образовательных систем. Сейчас набирают силу всемирные системы дистанционного образования, такие как Coursera и EdX. Эти системы предлагают бесплатные образовательные программы в режиме онлайн от мировых лидеров образования, таких, например, как Принстонский университет или Массачусетский технологический университет. Количество программ уже измеряется сотнями, а студенческая аудитория – миллионами.

– Есть ли перспективы у российского образования в условиях такой жесткой конкуренции?

– Конечно, такие образовательные технологии и возможности могут значительно потеснить классическое университетское образование, но у нас тоже есть конкурентные преимущества. Во-первых, не нужно забывать, что уникальность базового образования никто не оспаривает. Онлайн-системы хороши скорее тогда, когда человек повышает квалификацию. К тому же, преподавание инженерных дисциплин без практического применения и тесной связи с производством пока недоступно для цифровых технологий. Но это не значит, что нам можно успокоиться, наоборот – надо искать новые возможности в очном образовании, прежде всего – это персонализация передачи знаний. Мы должны максимально использовать каналы персональной передачи данных, эффективно используя обратную связь для повышения качества образования.

– Какие шаги предполагаются в этом направлении?

– Во-первых, выход на мировой рынок невозможен без мер по расширению влияния русского языка. Сейчас российское образование занимает в мире нишу в 3-4 % от мирового и этого недостаточно для активного продвижения русского языка и российской образовательной системы, укрепления позиций и формирования положительного имиджа нашей страны за рубежом. Но с другой стороны, русский язык занимает 2-е место в мире по использованию в интернете, и мы можем использовать интернет как транспорт наших образовательных технологий в мировое образовательное пространство. Дело за малым – вузы создают уникальные образовательные продукты, а министерство – благоприятные условия для этого, выделяя средства на развитие перспективных направлений через грантовую поддержку университетов в РФ. Думаю, результаты не заставят себя долго ждать.

Фото: Из личного архива

– Какие проблемы волнуют вузы в части обучения иностранных граждан?

– На самом деле правовое поле российского образования очень динамично. И каждый год появляются одни вызовы и уходят другие. В основном, спорные вопросы касаются правил миграционного учета и пребывания иностранных граждан в России, а ведь только в нашем вузе их количество увеличилось в три раза за последние два года. Еще одна больная тема: в России еще не сформировался правовой аппарат для получения двойного образования, и здесь еще много предстоит сделать в связи с растущими запросами. Также появились вопросы по стипендиальному обеспечению иностранных граждан, в связи вступлением в силу нового закона об образовании.

– Какие вузы нашего региона участвовали в совещании и были ли вопросы от наших представителей?

– Лично я встретился с представителями Омской медицинской академии и Омского государственного педагогического университета. В ходе обсуждения инициатив министерства мне довелось выступить по ряду вопросов. Первый вопрос касался соблюдения прав выпускников российских вузов на территории Казахстана. Согласно договору о признании степеней и дипломов между РФ и Республикой Казахстан у нас в стране происходит признание документов об образовании без дополнительных процедур, такая практика уже действует несколько лет. Казахская сторона настаивает на специальной процедуре признания, мотивируя это процессуальной недоработкой соглашения. В любом случае, при этом ущемляются права наших выпускников на территории другого государства, и Минобрнауки через МИД должен урегулировать эту ситуацию. Второй мой вопрос касался распределения государственных квот на образование иностранных граждан на территории РФ. Сейчас государство выделяет 10 000 таких квот, и на следующий год планируется их увеличение в 1,5 раза. Со следующего года иностранные граждане могут сами выбирать для обучения вузы на территории РФ, в такой ситуации может быть утерян инструмент государственного геополитического регулирования, и квоты будут распределены в основном в пользу столичных или федеральных вузов. Особенно это коснется приграничных регионов, где экономические связи и развитие межгосударственных отношений во многом зависит от подготовки кадров для сопредельных регионов иностранных государств. Оба эти вопроса после обсуждения были включены в резолюцию совещания.

Фото: Из личного архива

– Сейчас много говорят о развитии нашего региона, как вы думаете какие у нас перспективы?

– Наверное, чтобы наиболее корректно ответить на этот вопрос надо четко представить, какие предприятия в Омской области являются регионообразующими, и отследить их динамику развития. Мы уверенно чувствуем себя в нефтехимической отрасли, хотя часть этих предприятий не являются региональными. Но, тем не менее, как-то всегда в стороне остается образовательная компонента региона, а ведь вузы Омска приносят обществу тысячи бюджетных мест, сотни миллионов рублей привлекаются в регион благодаря именно вузовской науке. Уже пора обратить внимание на высшее образование в Омском регионе, как на прибыльную отрасль, которая не только привлекает бюджетные деньги в регион, развивает научный потенциал, но и ведет активную международную деятельность, взаимодействуя с приграничными регионами Казахстана. Программа развития региона должна быть неразрывно связана с интересами, запросами и возможностями системы высшего образования. Сейчас уже работает программа по подготовке кадров для региона ведущими вузами, но я выступаю за выделение высшего образования в отдельный кластер развития региона с перспективой экспорта лучших образовательных практик в трансграничное пространство.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах