«АиФ в Омске» провёл пресс-завтрак с представителями высшего профессионального образования региона и узнал, о чём не говорит статистика и почему в городе с почти сотней образовательных учреждений возник кадровый дефицит.
Образование, медицина и нефтезавод как полноценная отрасль, а не предприятие – вот гарантированные маршруты для выпускников омских вузов. Остальные трудоустраиваются на рынке труда очень просто – уезжают из региона.
По-соседски
Сегодня мы работаем на другие регионы, – единодушны в своём мнении специалисты.
– У нас нет недостатка в абитуриентах – это проблема больше среднего профессионального образования, однако наши абитуриенты – часто жители сопредельного Казахстана и других регионов страны. Разумеется, по окончании обучения они возвращаются домой, а значит, и в экономику других субъектов, – говорит Анатолий Полынский, проректор по учебно-методической работе Омского института сервиса.
Такое положение сохранится до тех пор, пока регион не станет рассматривать вузы как отрасль экономики, считает Вячеслав Соломин, начальник отдела международных и общественных отношений Омского технического университета:
– Сегодня бюджет крупных вузов далеко перевалил за миллиард рублей. Многие ли предприятия региона могут этим похвастаться? Вузы привлекают в регион немалые федеральные средства в виде бюджетных мест на обучение. И если количество бюджетных мест, выделяемых на регион по техническим направлениям, совпадает с количеством выпускников города и области, сдающих ЕГЭ по физике, то можно говорить о высокой эффективности омского высшего образования.
Кроме того, экспорт образовательных услуг для соседних регионов уже становится одной из весомых статей доходов для региона. Для формирования собственной технической элиты молодым специалистам требуется региональная поддержка при трудоустройстве, программы индустриального развития региона, и движение в этом направлении есть.
Получается, что вузы готовы поддержать регион в развитии, а регион недостаточно использует их передовой опыт, и во многом достижения омского высшего образования направлены на экспорт.
Изменят ли вузы в Омске перечень вступительных экзаменов в 2014 году?
Пересмотреть цели
– В прошлом году 100% наших выпускников трудоустроились. Однако потребность работодателя была удовлетворена всего на 60%, – говорит Анна Кокорина, руководитель пресс-центра Омского университета путей сообщения. – При этом первые полгода-год даже очень хороший выпускник снова учится – на самом предприятии, приобретая компетенции, необходимые конкретному работодателю. Хотя всё это можно было успеть ещё в процессе обучения. На этом мы и строим свои отношения с работодателями – призываем участвовать в программе обучения, совместно оборудовать учебные лаборатории.
Интересно, что в такой ситуации первыми сориентировались сами абитуриенты и их родители – если ещё несколько лет назад в вуз иногда поступали «для корочек», то сегодня документы подаются с конкретным прицелом.
– Абитуриенты чаще стали говорить о первом трудоустройстве очень конкретно – так, будто они уже видят запись в трудовой, – комментирует Виталий Помогаев, проректор по экономическому развитию Омского аграрного университета. – В этом смысле образование добилось сращивания учебного и карьерного маршрутов. Мы же, в свою очередь, тоже должны мыслить на пять лет вперёд: принимая абитуриента, надо ясно понимать, какие знания ему необходимы для будущей работы.
Дело за малым – пересмотреть цели профориентации в школе, сделать образование одним из приоритетным направлений стратегии развития региона и, самое главное, начать рассматривать каждого студента как долгосрочный инвестиционный проект.