Примерное время чтения: 6 минут
87

Г. Кичигин: "Идти путем шоумена - значит плевать в вечность"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ в Омске 30/01/2008

"То, что творчество не продается - пустые слова. Великие художники тоже старались продать свои картины и на заказ работали. Но у них при этом было стремление сделать лучше других. Сейчас диктует рынок. Авторы идут более легким путем. Они клонируют свои удачи, желая с потока получить хороший гонорар. А это отбивает вкус к творчеству и порой очень заметно на выставках", - считает Георгий Кичигин, заслуженный художник России.

- За последние 20-30 лет не появилось ни одного художника, которого бы знали даже те, кто в музеи не ходит и искусством не интересуется. Кем будет хвастаться страна через несколько лет?

- Пока теми, кого знают из прошлого. Но и в Москве, и в Омске существуют галереи, которые кровно заинтересованы в пропаганде искусства. Художники - не спортсмены, и к ним надо применять другие критерии и временные рамки.

- Как вы считаете, почему большая часть омского художественного рынка - сплошь омские имена?

- И слава богу! В Вологде - вологодские кружева. В Жостово - жостовские подносы. Все на своем месте. Те, кому нужны омские работы, приедут в Омск. Тем, кому хочется неомских, надо для начала съездить к соседям, в Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Или в Москву - туда вообще все стекается.

- А галереи, продающие предметы искусства, воспитывают вкус или прививают безвкусие?

- Всегда есть опасность, что вкус начнет развиваться "не в ту сторону". Но публика теперь информированная стала. Она, может, не разбирается в каких-то сугубо профессиональных моментах, но это нормально. В таких случаях надо обращаться за помощью к искусствоведу, сотруднику галереи. А те уже своим аворитетом отвечают за данные советы. Люди у нас хоть и с кошельками, но наивные. Это как в анекдоте. Один картину купил и другу звонит: "Паша, я открытку достал, пойдем теперь подарок выбирать".

У гениев тоже бывают провалы

- Уровень зрительского вкуса сегодня вам опасений не внушает?

- Всегда процент людей сведущих очень мал. И чем дальше, тем активнее "изобразительная попса" берет верх. А "изобразительная попса" - это декоративные пятна. Потребитель видит картину и прикидывает: как это "пятно" будет смотреться в его интерьере. Самое главное, чтобы оно не раздражало, когда человек приходит с работы домой.

- А кто творит эти "гениальные пятна"? Ведь случается, что и мастера с большой буквы поддаются общей тенденции...

- Даже у выдающихся художников бывают провалы. Человек не машина. У него есть всплески, спады. Если он берет высоты, то обязан опуститься до нулевого уровня, до донышка, чтобы потом оттолкнуться от чего-то и опять подняться. Долгого парения не бывает. Ветров тех нет.

- Это вы какие ветра имеете в виду?

- Те, которые "держат крыло". Михаил Жванецкий писал, что творчество - это сплошная жалоба. Я бы даже сказал, стон. Личные откровения всегда со стоном в мир выходят.

- А диалог художника и власти, или, скажем, тех, у кого есть деньги, к этим "ветрам" имеет отношение?

- Власть здесь ни при чем. Не власть наши картины покупает. До перестройки государство пристально наблюдало за тем, что творится на "творческих баррикадах". Процесс оно регулировало очень просто: покупало. Хочешь есть? Сделай такую-то работу. Сейчас похуже: заказы редки, остается галерея, в которой случайно "встречаются" покупатель и произведение. Катастрофы, конечно, нет. У нас всегда ситуация на грани была. Как ни старайся сберечь хрустальную вазу на краю стола, локтем обязательно заденешь. В перестройку мечтали, что придет время профессионалов. Что не будет жестких государственных рамок, что мы сами все построим. А получилось наоборот. Ловкие дилетанты изо всех щелей вылезли.

Можно и бутылки хорошо писать

- Художников, не зависящих ни от чего, не бывает. Это было доказано еще в тот переломный этап, когда все вокруг превращалось в необузданную свободу. Андеграунд, гонимый в свое время, так долго вытягивали из подвалов! Чуть ли не за уши! Видимо, художникам "в подвале" было удобно, так они сострадание вызывали. Я считаю, что каждый честный мастер убегает в свой собственный андеграунд без показных страданий.

- Время диктует, что писать? Ведь внешние эффекты сейчас лучше продаются, и главное, дороже.

- Не обязательно. Здесь важно, кто как умеет тему раскрыть. Можно ведь и батоны всю жизнь писать.

- И получать за них хорошие деньги. Разве это не тот пресловутый "легкий путь", который все активно ищут?

- Объект здесь ни при чем. Сальвадор Дали тоже писал французские булки. Да что угодно пиши, хоть бутылки. Дело не в том, что изображено на холсте, а в том, как это сделано, с какой отдачей.

"Ну я же не уехал!"

- Реально ли в Омске "раскрутиться" молодому автору? У нас устраивают творческие тусовки, где можно с нужными людьми познакомиться, связи наладить?

- В тусовке такие, как Никас Сафронов крутятся.

- А разве это плохо? Ведь благодаря этому Никас Сафронов известен, о нем говорят.

- Так у нас и Боря Моисеев известен. Только чем?..

- И все-таки, какая перспектива у молодого художника в нашем городе? Куда ему идти со своим потенциальным талантом?

- Может, у нас нет такой свободы, как в Москве, нет денежных манков, но, тем не менее, есть возможности раскрыться и укрепить позиции именно здесь.

- А нет опасности, что, встав на ноги, молодежь уедет из Омска в "большой мир", в Москву, например?

- Ну я же не уехал! Что такое Москва? В Москве надо шоуменом быть. А идти путем художника-шоумена - значит плевать в вечность. И плевки эти в тебя рано или поздно вернутся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах