Женщины как предмет
-Василий, ваша новая фотовыставка «Гусеницы» в «Белом кубе» посвящена женщинам, почему такая странная ассоциация?
-Я сравниваю женщин с гусеницами метафизически. Это некая оболочка любого существа. Превращение из гусеницы в бабочку – красиво, да и в целом гусеница великолепна. Но у большинства людей она вызывает отвращение. Сами понимаете, это малоподвижное существо, которое постоянно что-нибудь грызёт. Большое количество наших российских женщин живут как гусеницы, переползают с листочка на листочек, выедают какую-то полянку, мимикрируя под среду обитания и никак себя не проявляют. Задача гусеницы - не быть съеденной птичкой. И всё, на этом жизнь заканчивается. Человек всю жизнь прожил, боясь быть съеденным птичкой, и умер. Становится не совсем понятно, а для чего он жил? Этот вопрос стоит передо мной с детства. Вокруг меня было больше женщин, чем мужчин. Социум навязывает определенный сценарий поведения, наши женщины живут не своей жизнью.
-То есть вы хотите сказать, что мужчины у нас живут своей жизнью?
-Я считаю, что у нас мир мужской, мужчина к себе более снисходителен. Он может превратить себя в кого угодно без всяких требований. А к женщине он всегда будет выставлять определенный райдер, которому она должна соответствовать. Беда в том, что женщины у нас всё это принимают как будто, так и должно быть.
- Вы хотите сделать посыл женщинам: оглянитесь, посмотрите и подумайте?
- Я надеюсь, каждая дама, которая придет на выставку, задумается, свои ли цели она реализует в этой жизни? По своим ли сценариям живет? Свои ли роли играет?
-Эта тема не нова, она обыгрывалась и в кинематографе. Вы что-то новое в проблеме открыли?
- Искусство - удивительная вещь, которая позволяет нам бесконфликтно говорить об очень серьезных вещах. Если мы с вами начнем о чем-то спорить, не имея достаточного навыка вести дискуссию, выслушивать друг друга, мы с вами поругаемся. Когда мы смотрим художественное произведение, этого не происходит. Каким образом искусство влияет на людей, таким образом, и я пытаюсь на них повлиять. Вопрос в том, что ты лишаешь человека свободы.
-Как художник?
-Да, беру женщину и лишаю ее свободы, ношу как предмет, с места на место (смеётся). По сути, женщина является тем, чем она по сценарию, по которому мы живем, и хочет быть, - предметом. С одной стороны это, конечно, приятно, - тебя носят на руках. С другой стороны такая приятность сомнительна.
«Аксиология западная, а менталитет восточный»
-Вот вы сказали, что жизнь женщин обусловлена культурой. Но ведь если сравнивать нашу культуру и западную, то жизнь женщины на Востоке еще более зажата обстоятельствами.
-Нет смысла сравнивать нашу культуру и восточную. Мы, безусловно, европейцы по всем ценностным ориентирам, но ведем себя не совсем по-европейски, мы представители западных народов. В этом конфликт. С одной стороны у нас аксиология западная, а менталитет восточный.
-Василий, не слишком ли много вы на себя берете, говоря женщинам, что они не правильно живут?
-Я не говорю правильно или не правильно. Моя задача не ставить оценки. Я и от зрителя не жду реакции – понравилось им это или нет. Мне важно, чтобы он начал о чем-то думать.
- Будут ли у вас проекты, связанные с мужчинами?
-В каком плане? Надеюсь, нет. Я женщин люблю (смеётся). Честно говоря, я не вижу разницы между мужчиной и женщиной. Ведь у каждого человека есть мужская часть и женская, это просто символика, не более того. Когда мы говорим о том, что связано с чувственностью, с эмоциями – это женское. С волей и действиями - мужское. Я не делю мужскую и женскую психологию. Она есть и связана, прежде всего, с анатомией и физиологией. Это не такое большое различие, чтобы нам общаться на разных языках.
«Мир делают женщины»
- Вы обернули женщин в целлофан. Почему именно в него?
- Мои героини раздевались, дальше я их обертывал пленкой с ног до головы, оставляя только лицо. Я давно работаю с пленкой, мне она нравится, она такая иллюзорная. С одной стороны кажется прозрачной, а с другой - ничего подобного. В пленку мы оборачиваем то, что хотим сохранить. В этом есть некий символизм. А потом пленка хороший материал в плане текстурности. У нее есть оптические свойства, она может преломлять свет, блестеть. Меня привлекает этот материал.
-На ваш взгляд, существует ли женская логика, не поддающаяся мужскому объяснению?
-Не существует ни мужской, ни женской логики. Есть поведение, больше свойственное женщинам или мужчинам. Но когда мы говорим о нелогичности, она может быть со стороны любого пола. Всё происходит из-за того, что мы недоговариваем, и хотим слова выразить поступками.
-Идеальная женщина Василия Мельниченко - кто она?
-Мне интересно с женщинами, которые сами для себя решают с кем выстраивать отношения. Которые считают, что им необязательно нужен мужчина, чтобы спрятаться за его спиной. Мне интересны женщины, у которых нет психологических привязанностей, которые видят свои цели и идут к ним. Свобода – это не избавление от проблем, не нирвана. Свобода – это осознание тех вызовов, которые стоят перед тобой, ответственность за принятие решения. И это нормально, когда каждый человек отвечает за свои решения. Понятно, что это вызывает много проблем, женщины которые с головой уходят в работу сталкиваются с эмоциональным выгоранием. У женщин должно быть больше свободного времени, чем у мужчин.
Досье
Василий Мельниченко – художник (техники: фотография, акционизм, инсталляции, перформанс), режиссер документального кино, журналист, педагог.
Родился в Омске 1 июля 1972 года. С 2010 года руководитель Школы фотографии и мультимедиа «Событие»