Есть ли в Омской области контрабандисты? Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент "АиФ в Омске" пролетел вместе с пограничниками на вертолете вдоль рубежей России.
- Вот на нем мы и полетим, - пояснили мне пограничники, указывая на боевой вертолет Ми-8. При ближайшем рассмотрении вертушка оказалась "усыпана" заплатками - машину явно не раз обстреливали из крупнокалиберных пулеметов. И у меня возникли серьезные сомнения о благополучном исходе нашей экспедиции.
Упадем - не упадем
Опасения подтвердил и подошедший бортмеханик. По его словам, вертолет "воевал" с восемьдесят пятого года, "прошел" и Афган, и Таджикистан. "У него хоть что-нибудь "родное"-то есть?" - тревожно поинтересовался я. "А как же! Фюзеляж и штурвал в кабине пилота", - радостно заверил механик.
Что такое лететь на вертолете? Ощущение можно передать двумя словами - очень шумно. Как только начали вращаться лопасти винта, услышать что-то просто невозможно. Во время "разговора" приходилось орать собеседнику в ухо. Потом он с минуту осмысливал услышанное и орал уже тебе. Кстати, с момента взлета машину начинает трясти, и с непривычки создается ощущение, что вертолет вот-вот развалится и полетит вниз. Прямо на стада коров или китайские огуречные теплицы. Кстати, теплиц, пока мы летели, я насчитал больше сотни. Китайский бизнес на омской земле сверху смотрится очень масштабно.
Недалеко от границы в вертолет загрузился пограничный наряд. "Контрабандистов будут отслеживать", - догадался я. Внезапно мы изменили курс - пилот заметил в поле машину. Из старенького "Москвича" на поле выскакивали люди, на спине они волокли большие мешки... с картошкой, которую явно собирались сажать. Вот тебе и нарушители. Вертолет сделал круг и полетел к рубежам страны. Кстати, особым шиком у пилотов считается низкий полет. Над Иртышом мы пролетели на высоте буквально двух метров.
Через несколько минут после облета огородников меня ткнули в плечо: "Летим вдоль границы". Я прильнул к стеклу. "И где она?" - законно поинтересовался я, глядя на ровное поле. "Ну, вон видишь, прямая лесопосадка идет, вот за ней - Казахстан", - пояснили мне пограничники.
А где граница-то?
Сверху граница совершенно не видна, нет никаких знаков и столбов. И если не знать, что рядок деревьев разделяет два государства, можно в два счета стать нарушителем. В прошлом году в этих местах задержали троих таких "незнающих".
Между тем пограничники десантироваться явно не собирались, а наоборот, прильнули к иллюминаторам и пристально осматривали местность. Примечательно, что фотоаппаратов у них было с собой раза в два больше, чем автоматов.
"А у вас были задержания с высадкой с вертолета? Чтобы все, как положено: стрельба, погоня, маты..." - поинтересовался я у старшего пограничного наряда. "Нет, - проорал в ответ майор. - Мы только на земле задерживали. Контрабандисты вообще-то пересекают границу на заре или уже в сумерках, чтобы незаметно было. А мы в это время не летаем". "А зачем тогда выглядываете?" - спрашиваю. "Следы от шин ищу. Их сверху лучше всего видно. Вон, видишь, тянутся, - показал командир. - Значит, еще тут поедут".
На самом деле "активные" задержания пограничники проводят не так уж и редко. Одно из самых "крупных" было летом прошлого года. Тогда пограничный наряд задержал ЗИЛ, перевозящий из Казахстана десять кубометров китайских товаров. Когда эксперты посчитали стоимость "дешевой" одежды, выяснилось, что с ее продажи можно было выручить почти полтора миллиона рублей.
Тем временем вертолет долетел до Новосибирской области, развернулся и затарахтел обратно. Стало ясно, что погони и перестрелок не будет. "Не волнуйся, - "утешали" меня пограничники. - Мы тебе интересные циферки дадим. Вот смотри: за прошлый год на границе изъято контрабандной водки двадцать восемь тысяч литров, наркотиков двести тридцать килограммов и пять тонн мяса".