Примерное время чтения: 5 минут
71

"Небесный король"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ в Омске 04/04/2007

В 17 лет омич Володька Чулошников, вчерашний школьник, мальчишка с улицы Луговой, стал сотрудником НКВД - радиоразведчиком. Еще вчера он ничего не умел, у него был лишь кусочек детства и мечты о будущем, но война не спрашивает о возрасте.

Фронту позарез нужны были солдаты - шел 1942 год. И Володька-радист помогал фронту: с его помощью наши солдаты захватывали в плен фашистских "языков", взрывали мосты и вражеские базы...Быть может, кому-то покажется непонятным и странным заголовок этой статьи. Объясняем: "небесными королями" в определенных кругах называют радиоразведчиков.

"Нежный" радист

Морзянкой Володя Чулошников начал заниматься еще в школьном кружке, а когда пришла война, 16-летний Володя вместе с товарищами отправился в омский военкомат и попросился на фронт. "Ребята, вы молодцы, но ваше время еще не пришло, - сказал строгий военный. - А сейчас идите в ОСОАВИАХИМ и получайте хорошую специальность". Некоторые мальчишки так и сделали, а Володя устроился работать на омскую радиостанцию, помогал осуществлять связь с севером. Не всякому мальчишке могли доверить такую работу. А вот Володе - доверили, потому что был он очень способным и серьезным человеком, несмотря на "нежный" возраст. Вскоре молодой радист помогал старшим товарищам проводить самолеты от "Лендлиза". Это Америка отправляла с Аляски безвозмездную помощь для Советского Союза.

Бомбил ключом

А в 1942 году случилось большое событие: Володю пригласили в НКВД. "Нам нужны хорошие радисты", - сказали парню. Володька аж покраснел от удовольствия: старший офицер его похвалил. Спецгруппу долго готовили и лишь потом перебросили в прифронтовой Елец. "Когда нас начали учить шифровальному делу, я понял всю важность своей работы, - вспоминает теперь Владимир Николаевич. - А еще с нас взяли слово: не болтать лишнего".

Группу радистов бросили в самый тыл... врага - в леса под Курском. Не успел Володя сложить парашют, подошли партизаны: "Курево есть?" - "Я не курю". - "А что привез?" - "Шоколад". - "Ну и дурак". Никто и не подсказал юному радисту, что надо было брать папиросы, когда выдавали... И стал он от обиды еще "сильнее" работать. Старался как можно точнее передать шифрограммы допросов "языков", которых партизаны брали в плен, старался не угодить под минометные обстрелы, когда во время передачи их точку засекал враг. "Но не было страшно. До сих пор помню чувство: меня не должны убить, пуля отскочит. Молодой был, больше всего на свете хотел защитить родину и дойти до Берлина", - говорит ветеран.

Ребята-партизаны про злополучные папиросы не вспоминали. Однажды после блестяще проведенной операции даже по-своему извинились перед радистом: "Здорово поработал, Володя. Ту "железку", что фрицы заняли, наши самолеты разбили напрочь!" А 18-летний радист заскромничал: "Ребята, это вы привели "языка", а я только передал на Большую землю информацию!" Врагов Володька "бомбил" радиоключом.

"Однажды пришли в белорусское село, встретили нас женщины, - вспоминает ветеран. - Картошку, морковку, хлебушка несут. Спрашивают: "Дорогие сыночки, вы из Красной Армии?" А мы одеты в разное тряпье. Отвечаем: "Красная Армия скоро придет, а мы - только партизаны". Женщины были готовы отдать даже то, чего нет у них. Белорусы - чудный народ, душевный, гостеприимный".

Передатчик в картошке

Свою любовь, девушку Зою, 20-летний лейтенант встретил уже после войны в Архангельске, где служил радиоконтрразведчиком. Девушка работала по такой же специальности. Целый год ухаживал Чулошников за красавицей, и наконец она согласилась стать его женой. Жили в комнатушке деревянного дома с печкой, но после землянок, голода и военных невзгод мирная, хоть и небогатая жизнь казалась раем.

В 1952 году контрразведчика командировали в ГДР обезвреживать агентов. По наводке Чулошникова взяли важного радиста - офицера немецкого подводного флота. Допрашивали его долго, но он сказал: буду молчать до последнего, как ваши коммунисты на войне.

Или другой случай. С помощью радиопеленгаторов Чулошников с группой контрразведчиков вычислил сначала немецкий город, потом улицу, затем дом и подъезд, откуда велась передача. Отыскали и квартиру с антеннами, но обыск ничего не дал. Собрались было уходить ни с чем, да один из офицеров заглянул на кухню. Передатчик размером с ладонь он нашел в... ведре с картошкой.

"Звучит морзянка за стеной..."

До 1960 года Владимир Николаевич работал в радиоконтрразведке, а потом ушел в отставку и вернулся в Омск. Здесь пошел работать на завод "Электроточприбор". От слесаря-инструментальщика "дослужился" до начальника цеха. Проработал до пенсии.

7 апреля ветерану исполнится 82 года. До сих пор обтирается холодной водой, много гуляет, любит читать, мало спит - жаль тратить время на пустяки. И все эти годы отставной майор общается с миром: выходит на своей частоте, дает свои сигналы, получает ответы. У него много друзей по "переписке" в Америке, Японии, Англии, других странах. И иностранный язык знать не надо, азбука Морзе помогает и в военное, и в мирное время: с помощью радиоязыка можно не только ловить врагов, но и дружить.

...Года два назад шел Владимир Николаевич Чулошников по центральной улице Омска в нарядном костюме, с орденами. Было 9 мая. Подошел незнакомый молодой мужчина с женой и ребенком и попросил разрешения сфотографировать ветерана. "Зачем?" - удивился тот. - "Будет память моему сыну", - ответил парень. А скоро привез фотографии. "Спасибо за победу" - было написано на карточке...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах