Только несколько омичей на вопрос "ваша профессия?" могут с гордостью ответить: "Кузнец!". Сколько их, омских кузнецов, и что они куют? Ответы на эти вопросы получил корреспондент "АиФ в Омске".
- Спартак, это действительно твое имя? Не прозвище? - несколько раз спрашивал я у кузнеца. - Ты грек?
- Да не грек я! Обыкновенный русский кузнец!
Спартак ошибся. Обыкновенных кузнецов в Омске нет - их всех можно пересчитать по пальцам. Одной руки. При этом все кованые решетки, заборы, ручки, ставни, перила, которые украшают центральные улицы Омска, рождаются в мыслях пятерки омских мастеров. Только вот варить решетки и заборы настоящие кузнецы не очень любят. Для этого, говорят они, есть сварщики-сборщики, а мы другим делом заняты...
Такую точку зрения разделяет и один из лучших омских кузнецов Анатолий Кошанский.
Куют только девушки...
"Я в школе двоечником был, - вспоминает Анатолий Кошанский. - Меня даже в слесарное училище не брали. Только на кузнеца и мог учиться. Потом, правда, мастер заставил вечернюю школу закончить. Получается, что плохая учеба в школе и помогла стать кузнецом". Примечательно, что о "плохой учебе" мне рассказывал человек с высшим историческим образованием, который своими руками выковал трех метровых драконов. Кстати, другое его произведение - огромная ажурная стрекоза - привлекло внимание ректора педагогического университета. После чего мастеру было предложено учить студентов худграфа кузнечному ремеслу.
"Раньше в Омске было училище N 1, которое выпускало кузнецов, - делится Анатолий Кошанский. - Из всех выпусков я один и работаю". Как именно работает, специалист показал на деле. Демонстрацией возможностей стал один из учебных горнов худграфа...
"Если передержать в огне, то сталь "поплывет", - пояснял мастер, деловито постукивая по раскаленному железному стержню. "А что из этого получится?" - спросил я. "Да что угодно. Можно, например, подсвечник выковать, - пояснил собеседник. - А может, студенты еще что додумают". Подсвечники под присмотром кузнеца, судя по всему, создают все студенты худграфа - несколько десятков авторских работ украшают кузню. "Вот эти подсвечники ребята делали, когда первый раз ко мне пришли и ничего не умели", - показывал мастер подсвечник в виде закругленных листиков. Мне бы так не суметь. Забавно, но учит кузнец в основном девушек - парней всего-то человек пять во всех группах. То ли вырождается мужское племя, то ли ковать не хочет. Стыдно, мужики.
За что студентам прижигают зад?
Когда-то кузнецы ковали оружие, потом государство ввело на сие действо лицензию. Анатолий Кошанский о таких мелочах даже не задумывается: "Делал я ножи, шпаги и сабли на заказ московским генералам. Ручки вырезал костяные из бивня мамонта и зуба кашалота. А иногда ребята из КГБ (кузнец "силовиков" не особо разбирает - прим. авт.) приносят оружие на реставрацию. Недавно пробовал меч по японской технологии сделать. Выковал, воткнул его в бетон - не сломался. Таким и гвозди рубить можно. Его у меня украли. Жалко, меч поющий был, и ручка из красного дерева".
В приметы кузнец не верит. Начал ему как-то часто сниться сон, как он с шашкой на коне скачет. Стоило отковать шашку - сон прекратился. Мистика? "Я несуеверный, - говорит он. - И в приметы не верю. Хотя нет, есть несколько: нельзя плевать и бросать бычки в горн. Нельзя на наковальню садиться. Раньше ведь, если мастер такое увидит, - сразу каленое железо под зад сунет. Уважай свое дело. Это кормилица. Это святое".
У всех омских кузнецов есть ощущение, что работают они на богатых. Это не- удивительно. Очень красивые авторские работы дороги. Ну кто может позволить себе "перекинуть" через дачный бассейн мостик, украшенный изящным кованым лебедем? Для начала надо позволить себе дачный бассейн. Кстати, даже "банальные" кованые заборы стоят от 10 тысяч рублей за секцию. А чем больше на них украшений и завитков, тем дороже.
Омские кузнецы сами должны, по идее, быть богатыми людьми. Как бы не так! "Хозяев" никто не отменял. Выковал умелец дракона, который стоит сто тысяч рублей - получил десять тысяч. Кузня и материал ведь "хозяйские". "Мастера на Руси никогда богато не жили, пока свое дело не заводили, - считает Анатолий Кошанский. - Но своей кузницей обзавестись очень сложно и дорого". Возможно, это сложно, потому что омские кузнецы не объединены ни в какие профессиональные сообщества. И чаще всего, отдавая все свои силы на создание изумительных вещей, мастера просто не задумываются, что пользоваться их трудами будут единицы.