27 февраля спектаклю "Голландочка", идущему в Музыкальном театре, исполняется 20 лет. Причем сейчас оперетту играют практически тем же самым составом, что и в 1986 году, в день премьеры.
Старше этой постановки в Музыкальном есть, пожалуй, только одна - "Летучая мышь" Штрауса, которой впору отмечать четвертьвековой юбилей.
"Возможно, мы и стали чуть старше, - улыбаются актеры, но музыка Имре Кальмана не постареет никогда".
В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса Ютта. А королевство у нее такое крошечное, что вельмож в нем больше, чем простых людей. Ну а по соседству, как и полагается, жил принц Пауль, у которого королевство было ничуть не больше. Собственная свобода ему оказалась дороже, чем женитьба на соседской принцессе, и он сбежал. Зато принцесса оказалась не из робких. Переоделась в платье служанки и отправилась на его поиски. Чтобы утешить свою девичью гордость и показать, как нехорошо бегать от знакомых принцесс. Ну а чем все закончилось, догадаться несложно. Сказка-то, в общем, не про принцев и принцесс, а про большую и счастливую любовь.
Удивительно, но в России оперетты Кальмана любят даже больше, чем в его родной Венгрии. Легкая музыка, незатейливые сюжеты, добрая ирония, влюбленность в жизнь - все это каким-то чудесным образом перемешивается и задевает в душе что-то такое, что просто не может оставить равнодушным. Ни зрителей, ни актеров.
- Для меня это особенный спектакль, - рассказывает заслуженная артистка России Ирина Трусова, исполняющая роль Ютты. - "Голландочка" стала первой моей большой самостоятельной работой на профессиональной сцене. Я тогда только-только в омский театр приехала. Ходить по сцене не умела, говорила поставленным оперным голосом, что в оперетте выглядит совершенно неестественно. Из актерского арсенала у меня были лишь темперамент и желание достичь результата. И я его достигла. Даже спустя годы "Голландочка" остается крепким, отлично сделанным спектаклем, в котором сохранились и свет, и легкость.
Спектакль вырос из творческого взаимопонимания целой команды мастеров своего дела - режиссера К. Васильева, дирижера Г. Комаровского, балетмейстера В. Тулуповой, художника А. Шелковникова, хормейстера Т. Бобровой и актеров театра. И в этом - тоже часть секрета долгой жизни омской "Голландочки".
- Чем хороша оперетта, - говорит народный артист России Георгий Котов, исполнитель роли премьер-министра Штопа, - она всегда дает надежду на то, что добро обязательно победит зло, что дурак будет наказан, а справедливость восторжествует, как в хорошей сказке. Оперетта - это вообще сказка. Только для взрослых.