Чтобы накормить двух маленьких детей горячим завтраком, молодой маме Юлии Комаковой приходится разводить во дворе костер и готовить на нем еду. В дождливые дни сделать это практически невозможно, и тогда вся семья питается лишь сухим пайком.
- О горячем чае мы и мечтать перестали, - говорит Юлия. - Донести кипяток до квартиры не удается - на ветру он остывает за считанные секунды.
Засыпая в своих холодных постелях каждый вечер, жильцы пятиэтажки по улице 2-я Учхозная боятся однажды не проснуться. Столбик комнатного термометра в их квартирах не поднимается выше трех градусов. Вот уже около полугода несколько десятков омских семей, среди которых инвалиды-колясочники, восьмидесятилетние старики, мамы с грудными малышами, живут в недостроенном доме в антисанитарных условия. В квартире семьи Комаковых нет ни газа, ни электричества. Несмотря на то, что на улице уже конец октября, батареи остаются холодными. Согреться, даже укутавшись в пледы, очень сложно. Неудивительно, что девятимесячный Ваня и шестилетняя Ариша вместе с мамой простужены.
- Надо идти в больницу, но в какую? - недоумевает Юлия. - Ни я, ни мои дети не имеем регистрации. Ведь нашего дома, по сути, не существует. Он не сдан в эксплуатацию и посему не зарегистрирован в органах юстиции. Получается, мы бомжи, только с крышей над головой.
Если бы еще пару месяцев назад Юлии сказали, что вскоре её жизнь превратится в существование пещерного человека, она бы не поверила. В 2004 году они с мужем вложили все имеющиеся сбережения - 250 тысяч - в недвижимость, став участниками долевого строительства, а точнее, реконструкции жилого дома на окраине города. За эти деньги молодая семья смогла приобрести одну из крохотных гостинок, под которые переоборудовалось здание бывшей казармы. Реконструкцию вело строительно-монтажное управление N 177. По договору, свою квартиру, состоящую из комнаты и санузла, семья Комаковых, как и еще две сотни омичей, должна была получить еще в прошлом году. Однако фирма-застройщик в лице её директора Павла Бабенко до сих пор не выполнила свих обязательств перед дольщиками.
- Я долго отсутствовал, - объясняет возникшие проблемы Бабенко. - За это время строительство было пущено на самотек. Однако главная причина не в этом. Кто хоть однажды на своем опыте сталкивался с возведением жилого дома, знает, сколько денег, а главное, времени уходит на подготовку разрешительной документации, проектные работы, различные согласования. Даже пройдя через все положенные инстанции, невозможно получить гарантию того, что трудностей не возникнет. Я полгода добивался подключения дома на Учхозной к электричеству, собирал документы. Однако в самый последний момент собственник электросетей поставил меня перед фактом, что на наш дом мощностей не хватает. Но я обещаю, что уже на этой неделе свет и тепло в доме появятся.
Жильцы долгостроя обещаниям Павла Бабенко давно не верят. Подозрения в отношении нерадивого застройщика у большинства из них возникли еще два года назад. Та работа, которая кипела на объекте, когда с дольщиками заключали договоры, понемногу сошла на нет. На стройплощадке в течение последних лет трудилось всего несколько рабочих. Однако по существующему законодательству, предъявлять какие-либо претензии к зодчим до момента сдачи дома жильцы не имели права, так как работы в нем проводились. Какими темпами - это никого волновало.
В августе обманутые дольщики все-таки обратились с жалобой в администрацию города. Делегацию возмущенных жильцов радушно встретили и объяснили, что еще весной компания-застройщик была объявлена банкротом, а статус казармы с дома, который и сегодня находится в федеральной собственности, так и не снят. Получается, Бабенко распродавал чужое имущество. Дольщики запаниковали, но ситуацию разрядил директор СМУ N 177. Павел Бабенко готов распродать небогатое имущество СМУ, оставшееся после банкротства, выкупить дом и финансировать окончание строительства из собственного кармана.
Однако скандальная ситуация уже привлекла внимание прокуратуры. На днях в отношении Бабенко было возбуждено первое в Омске уголовное дело, связанное с махинациями в долевом строительстве.
- Более 36 миллионов рублей было получено директором СМУ N 177 от 118 омских семей, - говорит помощник прокурора Центрального округа Омска Динара Олещук. - Часть из них была вынуждена занять квартиры в пятиэтажке, ведь другого жилья не имеет. Мы провели общенадзорную проверку. Её результаты показали, что никаких разрешительных документов на реконструкцию у Бабенко не было. А ведь последствия такой масштабной перепланировки, какая была осуществлена в доме, непредсказуемы. Уголовное дело по части четвертой статьи 159 "Мошенничество в особо крупном размере" передано для расследования в милицию. Санкция по этой статье - от 5 до 10 лет лишения свободы.
Пытаясь призвать к ответственности недобросовестного застройщика, дольщики, тем не менее, волнуются за судьбу Павла Бабенко. Ведь если вердикт суда окажется жестоким и строителя посадят, то их дом никогда не будет достроен.