Омск, 3 июля – АиФ-Омск. Крыша над головой – важная часть нашей жизни, из-за которой часто происходят споры, скандалы, приводящие к массовыми акциями и даже голодовкам.
Корреспонденты «АиФ в Омске» собрали самые неоднозначные истории, чтобы показать, что квартирный вопрос сильно портит людей.
«Ждём на новоселье»
Многострадальные дольщики микрорайона «Ясная Поляна» от безысходности в очередной раз вышли на митинг и уже пугают власти голодовкой.
– Наш протест адресован правительству. У нас есть судебные решения по возобновлению строительства дома № 9, но они не выполнялись и не выполняются! Ни один вариант помощи в нашей ситуации не состоятелен. Властями ничего не делается и делаться не будет, – рассказала Галина Федосеева, в перспективе жительница дома № 9 в многострадальном микрорайоне.
Дольщики уже и не верят, что переедут в своё жильё и не будут ютиться на съёмных квартирах или у родственников. А ведь многие из них продолжают выплачивать ипотеку.
Ярости омичей нет предела. Самым ярким «перфомансом» митинга дольщиков перед зданием правительства стала одноместная палатка с табличкой: «Губернатор, ждём на новоселье». Люди говорят, что у них накопились претензии к правительству региона, а к ним даже никто не вышел. Хотя в этот день губернатор выступал с традиционным отчётом перед депутатами, и на мероприятие съехались все важные начальники. Но омские випы с чувством собственного достоинства важно покидали автомобили и, не оборачиваясь, следовали к дверям правительства.
– Мы привыкли, что нас игнорируют. К РоКАСу (застройщику микрорайона. – Ред.) доверия давно уже нет, доверие к властям тоже исчезло! Мы не понимаем, на чьей стороне выступает власть, – подвела грустный итог митинга Галина Федосеева.
Из-за квартиры – в психушку?
В квартирных делах иногда подставляют даже родственники. Ксюшу с детстсва воспитывала бабушка, мать отказалась от неё при рождении. В конце апреля бабушка умерла, а 25-летней внучке оставила квартиру. И вот в борьбу за наследство вступила мать. Она даже упрятала дочку в лечебницу для душевнобольных. Но информация дошла до регио-нальных СМИ, УМВД, и прокуратура начала проверки, девушку спасли... А на допросах Ксюша отказалась писать заявление, пояснив, что её мама признала свою ошибку.
Выкинула на улицу…
Квартирный вопрос ещё одну омскую семью поделил на своих и чужих. 22-летняя Виктория в приёмную семью попала в младенческом возрасте. Женщину, которая вырастила её, она всегда называла мамой. Два года назад девушка вышла замуж, но семейная жизнь не заладилась, и она вернулась к родителям.
– Вот тут она мне и сказала, что я ей не родная, – вспоминает Вика. – Она заявила, чтобы я убиралась из дома. Это с маленьким-то ребёнком! Она давит на меня, выживает из дома. Мы с мамой теперь – враги. Что делать, я не знаю, другого жилья у меня нет, самой не купить, снимать – дорого, а в соцпрограммы не попасть...
История Марии Михайловны (имя попросили изменить. – Ред.) ещё более печальная. У нашей 94-летней читательницы трое сыновей. В своё время Мария Михайловна получила четырёхкомнатную квартиру и жила не тужила, пока сыновья не повзрослели. Когда квартиры разрешили приватизировать, старшие сыновья подсунули матери документы, по которым она отказывалась от своей доли. Женщина подписала документ, а через некоторое время дети ей сообщили, что она не владелица квартиры. Выгонять её не стали, но и находиться в квартире ей стало невозможно. Дети пьют... Одна отрада – младший сын, который создал свой бизнес. Он выписал мать из квартиры и купил маленькую однокомнатную. Но в 2008 году бизнес рухнул, сыну срочно потребовались деньги. И он попросил мать отдать ему квартиру, чтобы устоять на ногах в бизнесе. В итоге сын не справился, и теперь 94-летняя женщина живёт в убогом деревенском домике, где нет ни туалета, ни водопровода.
Землянка вместо дома
Всё чаще в СМИ появляется информация о махинациях с материнским капиталом. Весной этого года прокурорские проверки выявили лишь в одном из омских административных округов сразу восемь агентств, которые помогали омичам обналичивать маткапитал. За помощь риэлторы брали половину. «Чёрные» риэлторы покупали за копейки в заброшенных сёлах Омской области дома на подставных лиц, а потом оформляли сделку с помощью маткапитала. Некоторые дома продавали несколько раз.
Недавно перед судом предстала супружеская пара, которую обязали полностью вернуть материнский капитал в интересах детей. Алчные родители купили полуразрушенный домишко. Строение, которое и домом-то не назовёшь, было отключено от света и прочих коммуникаций. Часть денег родители успели потратить. Сейчас в Омске расследуется дело в отношении директора агентства «Клад». 39-летняя Лариса Квасова почти два года за 20% от суммы выплаты помогала омичам обналичить господдержку.
От редакции
Замкнутый круг: попасть в различные госпрограммы практически невозможно, а покупать жильё в ипотеку – слишком дорого. Не случайно упал показатель количества выданных кредитов (см. инфографику). Получается, для многих единственная возможность обрести крышу над головой заключается в том, что заветную жилплощадь приходится вырывать – у государства, у недобросовестных инвесторов и даже у родных. Властям есть смысл озаботиться проблемой. В противном случае, социальный взрыв может произойти не только в «Ясной Поляне».
Кстати
На сегодняшний день государственных программ жилищной поддержки семей много, но омичи жалуются, что попасть в них невозможно.
Например для участия в программе «Молодая семья» возраст обоих супругов не должен превышать 35 лет.Необходимо подтвердить нуждаемость в жилье и наличие доходов для оплаты части приобретаемого жилья, которая превышает размер выплаты в рамках программы.
И много ли, интересно, чиновники видели молодых семей, у которых есть накопления в размере 70% от стоимости квартиры?
Мнение эксперта
Алексей Командыков, начальник отделения по взаимодействию со СМИ ОИОС УМВД России по Омской области:
– Законом не предусмотрены возможности и способы обналичивания средств материнского капитала. Купить материнский капитал дорого обещает ряд недобросовестных фирм. Все операции должны производиться только в безналичной форме, а использовать их разрешается на крайне ограниченные цели. Все предложения по обналичиванию материнского капитала являются мошенничеством, а сама владелица сертификата, идя на совершение противоправного акта, может быть признана соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств. Сделка по обналичиванию маткапитала рассматривается как мошенничество в особо крупных размерах. В случае незаконного использования средств материнского капитала вся сумма будет взыскана с семьи в пользу отделения пенсионного фонда, где сертификат был выдан.
Доверяй, но проверяй!
– В делах с покупкой квартиры нельзя слепо доверять риэлтору, – уверена Анастасия Елисеева, юрист одной из крупных омских компаний. – У нас были случаи, когда к нам обращались люди, недавно купившие квартиру, но в ней потом вдруг «всплывали» прописанные жильцы. Вернуть деньги обратно бывает трудно. Практика показывает, что даже если найти «чёрного» риэлтора удалось, – взять с него нечего. Ещё хуже ситуация в Омске с обналичиванием материнского капитала. Фирмы эти известны всему городу, их достаточно много. Все они за свои услуги отщипывают от материнского капитала себе небольшой кусок. И хорошо ещё, если они просто возьмут свой процент и помогут приобрести достойное жильё. Случаев более изощрённого мошенничества, когда по подставным документам покупается ветхое, непригодное к жизни жильё, тоже достаточно. Проводя сделки с недвижимостью, подстрахуйтесь, закажите в юстиции выписку о покупаемом жилье. Там вы узнаете, кто прописан в квартире и кто настоящий владелец.
Настоящая кабала
Андрей Алехин, секретарь омского обкома КПРФ, депутат Законодательного собрания Омской области:
– Раньше была нормальная система, при которой молодой специалист, приходя на предприятие, через определённый срок получал квартиру.
Поддержка государства сегодня необходима населению. Ведь первое, что заметишь, взглянув на рынок жилья, – это космические цены. Чтобы их потянуть, нужно брать ипотеку, а это уже кабала. Старая система себя оправдывала, она, к слову, до сих пор в некоторых совхозах сохранилась, специалистам выдают квартиры, за которые они расплачиваются в течение 15 лет. Чтобы люди не уезжали, там строят отличные садики, больницы – это пример того, когда гражданам действительно помогают.
О программах для получения жилья мало кто знает. Да и средства, которые закладываются для исполнения этих программ, небольшие. Та же беда и с ремонтом, и расселением ветхого жилья – выделяемые из бюджетов суммы не способны решить проблему.
Говорю за себя
Владимир Спиваков, знаменитый дирижёр, на гастролях в Омске тоже поднял жилищный вопрос в артистической среде:
– У многих моих артистов есть проблема – квартирный вопрос, но всё дело в том, что далеко не все подходят под параметры социальных программ, чтобы рассчитывать на поддержку государства. Когда мы начинаем обращаться в разные инстанции с письмами по поводу улучшения жилищных условий музыкантам, то выясняется, что у кого-то площадь жилья большая, хотя и количество прописанных на ней человек велико, у кого-то нет необходимого стажа. Сейчас мы пытаемся помочь одному нашему музыканту, который живёт даже не в Москве, а в Московской области в половине полуразрушенного старого дома без канализации, без горячей воды, без ничего. А он концертмейстер вторых скрипок, он очень талантливый молодой человек, и если мы не сможем ему помочь, то, в конце концов, он уедет в тот регион, где ему дадут квартиру. Но мы очень тщательно подходим к селекции своих музыкантов.