20 лет назад - 16 августа 1986 года было официально объявлено об отмене проекта "поворота рек". Это был финал бурных дискуссий в общественных и научных кругах. В 2002 году Юрий Лужков предложил возобновить проект - продавать воду среднеазиатским странам. Безопасно ли это? И как бы выглядел Омск, если бы канал построили два десятилетия назад?
- Сразу стоит оговорить формулировку "поворот рек". Она неуместна, - считает Анатолий Бакшеев, главный технолог ОАО "Омскгазводпроект". - Предполагалось перенаправить несколько процентов стока реки, а не повернуть русло. Что касается сути вопроса, то я на стороне Лужкова. Необходимо продавать воду в Среднюю Азию. Это гораздо безопасней, чем продавать нефть. Вода - возобновляемый продукт, и она не горит в отличие от той же нефти. Реализация подобного проекта возможна. Особенно сейчас, когда появились новые технологии. Например, англичане в Сирии прокладывают трубы диаметром десять метров. Ничто не мешает использовать их здесь.
- Есть ли вероятность изменения климата в области при постройке канала?
- Нет, ни капли. На это влияют другие причины. И как он может измениться в Омске - забор воды происходит ниже по течению под Ханты-Мансийском. Кроме того, отвод части стока защитил бы от затопления север, обеспечил водой Казахстан, что благоприятно отразилось бы и на нас. Иртыш является основным водозаборным источником для Казахстана. Уровень воды у нас напрямую зависит от сброса Бухторминской ГЭС. В июле, августе, сентябре, когда идет водозабор, мы получаем мало воды, а ведь это разгар судоходного периода! Экономика соседей на подъеме, и воды из года в год им понадобится все больше. Сейчас суммарный объем Бухторминского, Бульбинского и Усть-Каменогорского водохранилищ 39 кубокилометров и это при годовом стоке Иртыша 25 кубокилометров. Технически можно закрыть три водохранилища, и в Иртыше воды не будет. Канал обеспечил бы водой и Казахстан, но воду покупали бы у нас.
- Получается, что вскоре канал надо будет рыть к нам?
- Пока таких предпосылок нет. Но проект строительства канала из Оби к нам в район Черлака есть. Стоить он будет очень дорого, так как его длина 500-600 километров. Дешевле регулировать отношения с соседями.
Авторство "поворота рек" приписывается киевскому инженеру Якову Демченко, который сформулировал идею еще в 1868 году, но не получил поддержки. К проекту вернулись уже в советское время: предполагалось создать "Нижнее Обское море" и перенаправить часть стока Оби и Иртыша в Среднюю Азию. Для того чтобы прорыть канал на водоразделе Печоры и Камы длиной 65 километров, предполагалось взорвать до 250 ядерных зарядов. Для эксперимента был проведен только один взрыв ("Тайга", 23 марта 1971 года). В ходе испытаний в скважины были заложены три ядерных заряда мощностью 15 килотонн каждый (в сумме в два с лишним раза мощнее Хиросимы). Результат оказался неудачным - после взрыва вместо канала образовался водоем, заполненный радиоактивными водами.
В споре о проекте "поворота рек" столкнулись интересы геологических и гидростроительных ведомств. В 1960-е годы геологическая разведка областей севера европейской части СССР и Западной Сибири выявила нефтегазовые месторождения. Поэтому информация о планируемом "повороте рек" и строительстве водохранилищ, которые привели бы к затоплению больших территорий на севере СССР, воспринималась геологами отрицательно.
Критическим моментом стало обсуждение вопросов преобразования природы и стоимости реализации. Затраты на сооружение канала и соответствующей системы были оценены в 27 миллиардов еще стойких советских рублей. Некоторые эксперты пришли к выводу, что затраты занижены, по крайней мере, вдвое. Эту сумму умножили на 0,6 - такой тогда был официальный курс доллара - и получили 17 миллиардов долларов. Но уже тогда, по оценкам Института народно-хозяйственного программирования Академии наук СССР, реальный курс доллара был три рубля. Значит, 27 надо умножить не на 0,6, а на три, и получается 80 миллиардов долларов.