Омск, 14 марта – АиФ-Омск. Пока дописываются последние буквы и ставятся последние точки над i в стратегии развития региона, подготовленной Strategy Partner’s Group (SPG), есть время, чтобы понять, к каким высотам с их помощью может пробиться Омская область.
Но прежде чем двигаться вперёд, нужно уточнить те направления, которые нуждаются в изменениях.
Есть что исправить
В первую очередь, по мнению аналитиков, региону нужно усилить конкурентоспособность товаров на рынке в других субъектах и странах. Наиболее это актуально для машиностроительной отрасли - есть спрос на продукцию.
Сергей ЛОЗИНСКИЙ, представитель разработчика концепции, говорит о том, что ещё требуется срочно исправить. Так, в последние годы, по данным наблюдателей, экономическое развитие Омской области замедлилось. Хорошо, что в регион привлекается действительно много инвестиций. Но не очень хорошо, что инвестиции эти практически прямым потоком идут в нефть, торговлю и мобильную связь. Хотелось бы расширить перечень отраслей, в которые инвесторы будут вкладывать деньги.
Ещё одна проблема - состояние рынка труда. С одной стороны, жители говорят, что в Омске нет работы, с другой - у работодателей остро стоит проблема квалифицированных кадров. Разорвать замкнутый круг и должна стратегия.
Застарелые проблемы
Аналитики нашли возможность для пополнения бюджета области. Есть резервы по налоговым отчислениям. Но для того чтобы омичи активнее платили налоги, нужны рабочие места. В результате диагностики региона специалисты поставили омичам неприятный диагноз «социальная апатия»: в большинстве своём наши земляки считают, что ничего не должно измениться.
Отрадно, что большинство омичей, даже негативно настроенных, покидать Омскую область не планируют, а значит, их ещё можно вовлечь в механизм развития региона.
Все вышеперечисленные проблемы тянутся с 1990-х годов. Задача аналитиков, власти и жителей - вернуть регион на должный уровень. И правительство области вовремя взялось за разработку стратегических документов. По мнению аналитиков Strategy Partner's Group, первые локальные победы помогут расшевелить омичей. Особенно если позитивные перемены наметятся в трудоустройстве, социальном и медицинском обслуживании, то есть в тех сферах, где у нашего региона, по мнению его жителей, существуют проблемы.
Как заявил Игорь МЕРКУЛОВ, управляющий Омским филиалом Сбербанка России, «от стратегии ожидают только одного - увидеть путь. Это некий план действий с широкой перспективой. Любой регион должен использовать тот потенциал, который у него есть».
Сценарии выхода
К сожалению, результаты развития региона зависят не только от его самостоятельных усилий, но и от мировой конъюнктуры цен на нефть, а также зависимого от национальных доходов госзаказа. Специалисты заключают, что для оптимистичного развития нашего региона необходимо, чтобы не подвели два фактора. Во-первых, чтобы сохранялась высокая цена на рынке энергоносителей, а во-вторых, необходимо развитие институтов управления. Проще говоря, требуется снижение коррупционной составляющей и увеличение эффективности власти в России в целом и в нашем регионе в частности.
В стратегии проработано четыре сценария развития событий. Какой путь выберет регион, зависит от колебаний рынка, цен на энергоносители и эффективности управления регионом.
Базовый сценарий возможен при нынешних высоких ценах на нефть и неважном уровне институтов управления. При падении цен и сохранении институционального кризиса нас ждёт борьба за выживание. Это сценарий номер два. Если нефть в цене упадёт, а коррупция сократится при увеличении эффективности управленческих функций, то может начаться трансформационный сценарий. В идеале специалисты мечтают сохранить и высокую цену на нефть, и ожидают улучшений в управлении. Тогда мы станем воротами в Азию. По мнению аналитиков, базовый сценарий и сценарий под кодовым названием «Сибирский лидер роста» являются самыми вероятными.
Надо отметить, что, по мнению SPG, локомотивом роста экономики региона станет областной центр. Ярко выраженный промышленный город-миллионник привлекает больше всего инвестиций. И этим преимуществом областного центра нужно пользоваться. Но омичи должны понимать, что рисков для существования Омской области в тех рамках, что прописаны даже в реалистичных планах стратегии, более чем достаточно.
Кластеры определены
Стратегия региона основана на развитии четырёх кластеров: нефтехимического, промышленного, аграрного и лесопромышленного. Последний нужен для оптимального развития Севера Омской области.
Трудности в развитии аграрного кластера могут встретить мелких омских производителей. Проблема в том, что крупные торговые сети не заинтересованы в продукции небольших товаропроизводителей, тогда как омичи, разумеется, хотели бы видеть на прилавках магазинах то, что произведено именно в нашем регионе. Такой продукт берут охотней, поэтому он, безусловно, нужен торговле. Выход аналитики видят в создании региональных брендов. Так же, как в Италии, Испании или Аргентине, в Омской области могут появиться объединения производителей под одним общим брендом - например, «Омское молоко» или «Омский сыр». Да и покупателю только плюс: смыслом создания таких брендов является производство в родном регионе продукции высокого качества.
Сергей ГОЛОВАЧЁВ, руководитель ЗАО «Агрокомплекс «Ударный», отмечает, что Россия - страна с очевидно развивающимся аграрным сектором. Но постоянное изменение цен на рынке может погубить сельское хозяйство. И только вертикальная интеграция от растениеводства до прилавка даёт возможность компаниям гармонично развиваться. Любая экономика состоит из субъектов малого предпринимательства, среднего и крупного. И если все производители будут встроены в общую стратегию, имея свою собственную и понимая, как лучше развиваться, то общая стратегия только выиграет.
С нефтехимическим и промышленным кластерами проблем, скорее всего, не возникнет, всё-таки это базовые для нашего региона области, которые развиваются уже не один десяток лет. Как подчеркнул Вадим МОРОЗОВ, депутат Заксобрания, хорошо, что наша новая стратегия имеет кластерное разделение: «Только в этом случае руководство субъекта может оценить, куда двигается регион и что его ждёт в дальнейшем. Нужно прежде всего понимать, что кластер - это объединение нескольких предприятий и организаций как внутри отрасли, так и целых отраслей для более эффективного освоения доступных ресурсов за счёт конструктивного взаимодействия. Поэтому эффективнее работать в промышленных кластерах, а не просто в промышленности».
Возражения есть
Много споров вызвало обсуждение кластера высоких технологий. По словам аналитиков, на эту сферу влияют зависимость от оборонного заказа и отсутствие полного цикла создания продукции. Специалисты видят решение в продвижении нашей продукции на новые рынки. А для этого нужно создать центр контрактного производства. Однако, как заметил Дмитрий ШИШКИН, руководитель ОАО «Высокие технологии», от стратегии он ожидал несколько другого: «У меня возникают вопросы, ответов на которые я не услышал во время презентации; надеюсь услышать на повторной защите. Сейчас продекларировано создание корпорации развития - хотелось бы узнать подробнее о механизме работы этой организации».
В завершение аналитики отметили, что если пункты плана будут реализованы, то региону удастся достигнуть позитива. Реализация стратегии начнётся уже в апреле.