Омск, 11 июля – АиФ-Омск. Клуб «Ретро-автомобиль» в Омске знают многие. Его основателям, Михаил Засорину и Сергею Капитанову, однажды пришла в голову мысль заняться реставрацией старых авто. Первой «второе дыхание» получила «Волга» соседа по даче. А совсем недавно Михаил Кузьмич своими руками восстановил настоящую автомобильную диковинку – Dodge M Victory Six. Только представьте – 1928 года выпуска! Таких раритетов в мире всего четыре: два в Америке, один в музее Николая Рериха в Индии и один в России у Михаила Кузьмича.
Реставрировался автомобиль около полутора лет. «Додж», в прямом смысле, собирался по кусочкам: кузов и раму пришлось варить полностью своими руками, пригодился и двигатель «Волги», который увеличил мощность автомобиля в несколько раз. Михаилу Кузьмичу удалось оставить внешний вид машины практически как у изначального варианта! А у отреставрированного им Opel Admiral (1938 года) от первоначального внешнего вида осталось около 90%!
«Уровень образования уже не тот!»
По образованию Михаил Кузьмич – инженер-механик автотранспорта. Окончил СИБАДИ в Омске в 1972 году. Страсть к автомобилям пронёс через всю жизнь, но только 7 лет назад ему в голову случайно пришла мысль отреставрировать «Волгу» соседа по даче. Тот собирался её продавать цыганам на металлолом. Услышав об этом, Михаил Кузьмич сказал, что сам выкупит и отремонтирует автомобиль и, как говорится, понеслось…
Читайте также: | |
---|---|
В Омск прибыла колонна ретроавтомобилей |
За эти годы у него в наличии было 15 автомобилей, 9 из них отреставрированы самим Михаилом Кузьмичом. Несколько он продал из-за необходимости: нужны были деньги на реставрацию, так как детали иногда приходится заказывать в Америке (прим. – одна деталь в среднем стоит 300 долларов). В данный момент у Засорина на учёте в ГИБДД 12 автомобилей и, что примечательно, все они на ходу. Реставратор считает, что любой автомобиль при желании можно поставить на колёса, но работа эта кропотливая – один поиск деталей занимает огромное количество времени, сил и средств.
На моё восклицание, что старшая сестра тоже учится в СИБАДИ, Михаил Кузьмич разочарованно пожал плечами:
– Уровень образования упал. Недавно у меня в гостях был бывший преподаватель университета, он мне и рассказал, что курс «Конструкции и расчёт автомобиля» сокращён и три самых важных дисциплины объединены в одну, то есть студенты не получают по каждой из них нужный поток информации, теряют знания! Выходит, их просто штампуют там, не давая того, что нужно для качественной работы.
От нуля до финиша своими руками
Нанимать кого-то Засорин считает неразумным: такие шедевры не доверишь никому, да и работа достаточно тяжёлая, а, следовательно, и платить за неё нужно много. Бесспорно, покраску он доверяет профессионалам, а всю реставрацию целиком берёт на себя. Родной внук – учащийся Омского Кадетского корпуса – не прочь поучаствовать в затеях деда.
– Парень – мастер на все руки! – рассказывает с гордостью Михаил Кузьмич. – Шьёт всё: шапки, шубы, валенки, в том числе и чехлы для сидений!
И действительно: чехлы на «Опеле» 1938 года – не меньший шедевр.
Одноразовые современники
У Михаила Кузьмича каждая минута на счету. Всё свободное время он посвящает очередному детищу: надо двигать процесс вперед, ведь реставрация одного автомобиля занимает около двух, а то и трёх лет. Однако «любимчиков» среди машин у нашего героя нет.
– Очередной автомобиль, конечно, кажется самым лучшим и качественным. В данный момент я считаю, что лучше этого «Доджа» нет (улыбается). Тем более он очень редкий. Сейчас буду делать «ЗиМ», в городе их штук 5-6 и всего один на ходу, в Николаевке у одного парня. А при советской власти было выпущено около 13 тысяч.
Интересный факт – Михаил Засорин машины покупает в изначальном виде как металлолом – по 6 рублей за килограмм.
– У «Опеля» вообще была деревянная основа, пороги. И сейчас деревянные детали сохранились. Вот, видите, балка под покрытием? (показывает место).
На мой вопрос о современных машинах мастер отвечает:
– Эти автомобили реставрировать не будут: они же похожи как две капли воды и к тому же «одноразовые» – не интересно! Да раньше и металла не жалели, качество было!
Кстати, на данный момент в Омске только десять человек занимаются реставрацией или коллекционированием ретро-автомобилей. Увы, не все могут отдавать всё своё время мастерской.
– Фанатов мало, – рассказывает любитель автомобильных диковинок. – Да и в Омске это ремесло не ценят. Нужно болеть этим делом, чтоб довести реставрацию хоть одного автомобиля до конца. Множество автомобилей я находил на помойке по частям – люди не доводили дело до кульминации, бросали раритеты. Так я нашёл «Опель» 1938 года. Его запчасти были раскиданы вокруг, а на месте двигателя вырос клён! У меня даже фото есть.
С нашим героем я прощаюсь с сожалением, искренне желая успехов в его благородном деле. Невозможно не восхищаться его золотыми руками, негаснущей инициативой и огромной работоспособностью. Всё это преследует одну цель: воссоздать легендарные автомобили прошлого века. Хотелось бы, чтобы труды таких людей не пропадали даром, и было по достоинству оценены современниками.
В десяточку!
Отреставрированные автомобили Михаила Засорина:
Волга М-21 (1960 год), Победа М-20 (1953 год), Газ-67 (1955 год), Москвич-301 (1955 год), Газ-69 (1964 год), Opel Admiral (1938 год), Газ М-1 (1936 год), Buick (1937 год), Dodge M Victory Six (1928 года),
Также в первую десятку войдёт ГАЗ-М-12 «ЗиМ» – автомобиль среднего начальства, к реставрации которого Михаил Кузьмич планирует приступить осенью этого года.
Кстати
В день города 10 наших ретро-автомобилей будут участвовать в показательном пробеге на Соборной площади. Всего в колонне будет 50 машин.
Смотрите также:
- Чуточку сумасшедшие или Чего боятся каскадёры →
- Если вам не жалко времени – пожалейте машину →
- Зачем вообще менять колёса →