По итогам ХХХ областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» за 2023 год премия имени народного артиста СССР А. И. Щёголева за лучшую мужскую роль присуждена артисту Омского драматического театра «Галёрка» Сергею Дряхлову.
Его отметили за исполнение роли Председателя в спектакле «Деньги для Марии» (12+) по повести В. Распутина.
Подробности в материале корреспондента omsk.aif.ru.
«Цыганы» и «РИФ»
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Сергей Николаевич, как пришли в профессию? Был ли выбор? И всегда ли хотели быть артистом?
Сергей Дряхлов: Ничего не выбирал. В школе проходили Пушкина «Цыганы», наша учитель литературы решила сделать инсценировку. Пригласила Юлию Маркину - легендарного руководителя литературного театра «РИФ» из городского Дворца детского творчества.
Я играл старого цыгана; сразу скажу - пошёл ради оценки. И как-то затянуло, хотя я никогда не интересовался театром и мечты стать артистом не было. Но стало интересно, появился круг общения. И уже после школы профессию выбирал актёрскую.
Всё ещё было советское, можно было куда угодно поехать. В Москву не рвался, хотелось поближе к дому, выбрал Свердловск - ныне это Екатеринбургский государственный театральный институт.
Кстати, наше поколение какое-то переходное, потерянное, хемингуэевское. Сейчас прокручиваешь, понимаешь, какое было нелёгкое время. Было трудно с продуктами, помню в магазинах консервы и гранатовый сок. Если бы не родители, было бы совсем голодно. Но мы всё время проводили в театре, нам было интересно. Жизнь бурлила.
- А в каком вас видели амплуа?
- В 1990-е годы все рванули в театр формы и актёры стали универсальными, то есть они должны были уметь всё. Под амплуа же понимаются роли, которые соответствуют сценическим данным актёра.
- Хорошо, а вы себя где чувствовали лучше: в комедии или в трагедии?
- Мне интересно всё. Первая роль в омском ТЮЗе - Вожжов в «Незнакомке» по киносценарию, это социальный герой. Труффальдино - это характерный персонаж. Играл Кочкарёва из пьесы «Женитьба» - герой весёлый, странный, несдержанный, тоже характерный.
Тянуло же в серьёзность - хотелось играть социального человека, который решает проблемы. Такого, как Председатель в спектакле «Деньги для Марии».
Эпизод цвета хаки
- После театрального вуза куда вы пошли?
- После выпуска съездили с ребятами в Питер, поразились, насколько там все самодостаточны. Но я в театр не рвался, тем более вдали от Омска. У меня была большая привязанность к дому: тут родители, сестрёнка.
Я пошёл в городской Дворец творчества, и меня взяли на работу. Оказалось, вернуться туда, где ты был когда-то счастлив, возможно! Четыре года отработал, мне нравилось всё. Я попал в комфортную атмосферу, а для меня это очень важно, мне хотелось ходить на работу.
Мне нравилось на трамвае с левого берега ехать до телецентра, потом весь день проводить во Дворце творчества. Все праздники были на нас, литературном театре с Юлией Гавриловной. Благодаря ей и «РИФу» многие стали актёрами и служат сейчас в профессиональных театрах по всей стране.
В 25 лет я ушёл в армию, просто пришёл в военкомат и сказал - возьмите меня. Попал в 242-й центр ВДВ.
- То есть 2 августа отмечаете День десантника?
- А как же, все фонтаны мои. (Смеётся). Шучу, конечно. Армии благодарен, там познакомился с людьми, которые прошли Афган, Югославию, Чечню. Служил в роте связи год, это было переключение.
- Как родители отнеслись к выбору профессии и потом к работе?
- Они поддерживали во всём. У меня было счастливое советское детство, бабушки и дедушки. Наверное, потому мне и в дальнейшем было важно, чтобы коллектив был как семья.
ТЮЗ в биографии
- Вы почти 20 лет отработали в омском ТЮЗе…
- Уже после армии понял, что хочу играть, и ушёл в театр. В 2000 году взяли меня в труппу ТЮЗа, режиссёра тогда не было, художественного руководителя тоже. Но режиссура была крепкой, была преемственность - это для театра важно, спектакли отлично принимала публика.
Приезжали режиссёры, которые делали яркие постановки, в 2013 году художественным руководителем ТЮЗа стал Владимир Золотарь.
- Вы сыграли у него Отелло. Тогда на пресс-конференции перед премьерой он заявил, если бы не вы, за пьесу бы он не взялся…
- Золотарь - человек-мотор, он с каждым артистом говорил о роли, а это очень важно для понимания образа. История у нас получилась про человека, а не про знаки и символы.
Есть друзья, они военные, вдруг возникает женщина. Они понимают, что теряют друга, это ревность. Шекспир - столп драматургии, но почему он до сих пор так популярен? Потому что зритель из зала смотрит за человеческими взаимоотношениями. Именно это потом меня зацепило в «Галёрке», и после почти 20 лет работы в ТЮЗе я ушёл в этот театр.
- А что самое необычное вы сыграли?
- Играл больших белых куриц в свите Снежной королевы, было это сделано вполне театрально. Сейчас как-то обходятся экраном, но это не театр. Был нечистой силой - Шишигой из пенька вылазил. Космический мусор играл.
Докудрамы и реальные герои
- Вы снимались в фильмах, которые имеют формат полуигрового кино: есть часть документальная и художественная. Во всех этих проектах вы играете реально существовавших людей. Как вам работалось со сценаристом Светланой Лазаревой и режиссёром Андреем Кирилловым?
- Света Лазарева – человек-движок, пытающийся копнуть вглубь. Андрей – нереальной работоспособности. Он и режиссёр, и оператор. Первый фильм – криминальный («По следам «Черной кошки» (16+). – Ред.). Я играю историческую личность – следователя Якова Злацовского. Страшная история про банду в послевоенном Омске, убивавшую детей. Второй фильм о генерале Карбышеве - «Несломленный»(16+).
- Вы там играете Тухачевского. Маршал – одна из ключевых фигур в военном руководстве, но и одна из самых противоречивых…
- Я прочитал массу книг, встречался с историками. Исследователь жизни Тухачевского Ирина Федотова мне много про него рассказывала. Вся деятельность маршала пришлась на тот период, в котором сложно найти правых и виноватых. Для меня важен был человек, он мне симпатичен. Человек военный, решительный, умеющий отвечать за свои поступки. Это было прикосновение к личности.
- Ещё одним вашим героем стал Валентин Глушко, построивший первую космическую ракету вместе в Королёвым в фильме «Покоривший космос» (6+). В фильме ваш персонаж борется на руках и побеждает. И такой жест в конце был живой, который образ охарактеризовал за секунду.
- Это работа в предлагаемых обстоятельствах. Режиссёр говорит: вы побеждаете, и у вас рождается радость. Этот жест родился в процессе, который и сделал человека настоящим.
«Так и будет»
- Что дальше? Может, какой-то автор стал открытием?
- Симонов, реально классная драматургия. Спасибо нашему худруку В. Ф. Витько и режиссёру-постановщику Максиму Кальсину за спектакль «Так и будет». Кажется, к Симонову мы ещё вернёмся. Хорошо сейчас развивается антрепризная площадка Дома актёра. Может быть, там что-то поставим. Пока я много занят, у меня около 20 спектаклей в месяц.
- Жизнь без театра - какая она? Чем увлекаетесь? Футбол, рыбалка, охота?
- Не рыбак и не охотник. Вот отец был рыбаком и любил собирать грибы. Я могу и с удочкой посидеть, и в лес поехать, но это точно не моё. Могу на даче что-то мастерить, могу в компьютерную игрушку поиграть.
Но больше всего люблю читать. Электронная книга предпочтительнее, потому что можно использовать все возможности мультимедиа: ссылки, трейлеры, подстрочники, интервью. Одна из функций ридера, которая мне очень помогает, у бумажной версии такого функционала нет.
Досье
Сергей Николаевич Дряхлов, родился 7 октября 1973 года в Омске.
Воспитанник образцового литературного театра «РИФ» Омского городского дворца детского творчества им. Ю. Г. Маркиной. Окончил Свердловский государственный театральный институт. С 2000 года работал в Омском ТЮЗе, с 2021 года – в Омском драматическом театре «Галёрка».
Лауреат премии губернатора Омской области за лучшую мужскую роль им. народного артиста СССР М.А. Ульянова за исполнение роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова (2023 год), премии имени народного артиста СССР А.И. Щёголева «За лучшую мужскую роль» за исполнение роли Председателя в спектакле «Деньги для Марии» по повести В. Распутина (2024 год).
Премия имени народного артиста СССР А. И. Щёголева
В 1936 году окончил театральное училище при Камерном театре Таирова в Москве (курс Л. Л. Лукьянова). С 1969 года — актёр Омского театра драмы.