Можно ли что-то новое узнать из классики? Ведь кажется, что уже читал-видел одно из самых популярных произведений Островского столько раз, что можешь сам цитировать наизусть диалоги.
200-летие Александра Островского
Но… видел, к примеру, года три-четыре назад спектакль «Не всё коту Масленица» в другом театре и посмотрел сегодня в «Галёрке»: обращаешь внимание совсем на другие вещи. Да и режиссёр-постановщик, а это хорошо известный омскому театральному сообществу Сергей Стеблюк, расставил другие акценты.
О том, почему взялись за Островского и пригласили для этого экс-главрежа омской драмы, рассказали худрук «Галёрки» Владимир Витько и сам Сергей Стеблюк. Владимир Фёдорович сообщил, что в этом году начал работу даже не над одним, а сразу над двумя произведениями Островского – в июне он планирует выпустить вторую премьеру – это «Женитьба Белугина».
Дело в том, что 2023-й будет годом 200-летия великого русского классика, а в репертуаре «Галёрки» будет три спектакля по пьесам Островского (в 2020-м Егор Витько поставил «Бесприданицу»).
Тридцать лет тому назад
А Сергея Стеблюка Владимир Витько знает не только как режиссёра омского драмтеатра – почти 30 лет назад (точнее, в 1994-м) Сергей Юрьевич поставил в «Галёрке» «Село Степанчиково». Конечно, много воды утекло, но Стеблюк запомнил и эту работу, и сам театр.
«Бывают театры, которые забываешь сразу после премьеры, как курортный роман, а «Галёрка» не забылась, вспоминалась радостная, творческая, дерзкая атмосфера того времени, - рассказал Сергей Юрьевич. И сегодняшняя «Галёрка» ему тоже пришлась по душе. - Театр очень удобный, уютный, здесь хорошая творческая атмосфера. Труппа театра – коллекция индивидуальностей. Это даёт возможность обращаться к самой разнообразной драматургии».
И Стеблюк, и Витько – поклонники творчества Островского, поэтому они быстро нашли общий язык в том, как должен выглядеть спектакль на омской сцене. Режиссёр вообще считает именно этого драматурга «русским Шекспиром», и сочинять спектакли по его пьесам для Сергея Стеблюка – одно удовольствие.
Картина Поленова
Кстати, Сергей Юрьевич выступил ещё и в качестве художника-постановщика, выбрав для задника картину Поленова «Московский дворик». По сути, это и есть главная декорация, ведь не зря сам Александр Островский определил жанр пьесы как «сцены из московской жизни». Для спектакля «Галёрка» выкупила права на демонстрацию картины Василия Поленова у Третьяковской галереи.
И каким же чудесным, каким «вкусным» получился этот московский дворик! После всевозможных «осовремениваний» произведения Островского так приятно увидеть костюмы пусть не точь-в-точь той эпохи, но по крайней мере те, по которым понимаешь, о каком времени идёт речь.
Хотя, по сути, дилемма выйти за нелюбимого богатого или за любимого бедного актуальна была и двести, и сто лет назад, и сегодня. Только девушки сегодня не такие робкие, как Агния Круглова, которая делегирует право решать её судьбу родной матушке. Нынче барыши сами берут всё в свои руки и мало слушаются родителей.
Кого выбрать?
Но, с другой стороны, Агния вполне в духе современной барышни подталкивает робкого и до сей поры бесправного приказчика Ипполита к решительным действиям в отношении своего дядюшки – безграмотного тирана и самодура Ермила Зотыча Ахова.
10 лет безмолвно живший «из милости» у дядюшки и фактически ведший за него все дела, Ипполит вдруг становится смелым и буквально выбивает из родственника своё жалование за все годы. Режиссёр уверен, что его спектакль о именно об этом, как чувства меняют человека: «Парень сидел где-то в конторе, жизнь его была регламентирована, и вдруг он влюбился. И это чувство его меняет, он распрямляется».
Непросто и матушке Агнии Дарье Федосеевне – с одной стороны, старый, но богатый, а ведь у бесприданницы выбор невелик, можно и в девках остаться либо выйти за простолюдина. С другой – она прекрасно знает, какой Ахов самодур. И жалко дочь, которая буквально вверяет ей свою судьбу….
Чтобы узнать, «отступил» ли Стеблюк от классической трактовки Островского, стоит сходить в «Галёрку» и посмотреть на это своими глазами.
Ну а нам остаётся добавить, что перешедший из ТЮЗа в «Галёрку» Сергей Дряхлов блестяще примерил на себя «костюмчик» дядюшки-миллионщика: видно, что актёр получает удовольствие от работы на сцене. А Ольге Билан и Сергею Климову пришлось на время забыть, что они супруги, и вспомнить период ухаживания. Кстати, спектакль исполняется двумя составами, но не 100-процентно.
Итак, в ролях:
- Дарья Федосеевна Круглова - Елена Тихонова
- Агния - Ольга Билан
- Ермил Зотыч Ахов - Сергей Дряхлов
- Ипполит - Сергей Климов, Максим Конев
- Маланья - заслуженный деятель культуры Омской области Екатерина Вельяминова
- Феона - Татьяна Майорова, заслуженная артистка РСФСР Валентина Киселёва
- Гуляющие пары - Виталий Бабков, Полина Гришнина, Яна Даниленко, Анна Карагодова, Даниил Курков, Кристина Юрковская, Григорий Подкорытов, Василий Анохин.
12+