Известнейший поэт, прозаик, сценарист и драматург Константин Симонов был участником Великой Отечественной, и именно поэтому так пронзительно и правдиво звучало его слово – хоть в стихах, хоть в прозе.
Наверное, нет в нашей стране человека, который бы не знал эти бессмертное строки «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». Многие их продолжат, не задумываясь, они где-то записаны у нас подкорке, и сегодня они, к сожалению, вновь актуальны.
Так же, как посчитали актуальной пьесу Константина Михайловича в омском театре «Галерка», где три дня при полном аншлаге шли премьерные показы спектакля «Так и будет» (12+). Действие его происходит в далёком 1944-м, но худрук «Галёрки» Владимир Витько и режиссёр-постановщик Максим Кальсин считают тему сегодня актуальной.
Надо подождать, чтобы улеглось
«Почему древние греки ставили трагедии о своём далёком прошлом? -задаёт на пресс-конференции риторический вопрос руководитель «Галёрки». – Да потому, что свежие впечатления надо переосмыслить, они должны отлежаться, чтобы позже превратиться в художественные произведения».
Вторит коллеге и режиссёр, который видит прямые параллели между 2024-м и 1944-м: «Все уже понимают, что дело идёт к развязке, и все знают, кто победит, главный вопрос – когда это будет? Через год, два, пять? А всё это время на фронте будут погибать люди, и никто из ушедших не знает, суждено ли ему вернуться».
«Так и будет» - вещь известная; в 1973-м Малым театром был снят великолепный телеспектакль, в 1979-м - одноимённый фильм.
Режиссёр омской версии Максим Кальсин подчёркивает – спектакль полностью аутентичен. «Часто режиссёрам говорят: «Поставьте, как написано у автора, зачем вы что-то меняете? Ничего не меняйте». Вот мы здесь ровно ничего не поменяли. Всё как у Симонова», - говорит Кальсин.
Эпиграф к спектаклю
Правда, тут же признаётся, что одну «вольность» он себе всё же позволил – до того, как откроется занавес, несколько минут на экране идут кадры военной хроники. «Это эпиграф, - говорит режиссёр. – У нас главный герой возвращается с войны, и мне важно было эту войну показать. Это подлинные исторические кадры, ничего не приукрашено, они погружают зрителя в то время».
Что касается сценографии – всё действие происходит в двух комнатах явно большой московской квартиры. Режиссёр постарался воссоздать атмосферу «сталинки»: по его словам, это уже не дворянское жильё, но ещё и не малогабаритные «хрущёвки», именно это он нам и показал. Где-то сверху – красные кремлёвские звёзды, в гостиной характерный «лаковый» буфет, над столом – абажур с бахромой, на стенах портреты семьи, кожаный диван.
Воссоздать эпоху
«Мы не стремились воссоздать образ квартиры с музейной точностью, но и от истории не отошли. Нашей задачей было сделать квартиру уютной, создающей образ родного дома, и похожей на те, что строили при Сталине. Дома тогда возводили с особым размахом», - отметил режиссёр.
Благодаря сценическому механизму зритель попадает то в одну комнату, то в другую. Где-то там, за пределами сцены, есть ванная с газовой колонкой, которая «пыхтит, но не зажигается», кухня, где ненадолго вернувшая с фронта домработница Надя (Алина Бауэр) печёт блины или сестра профессора тётя Саша (Елена Тихонова) варит «городской» суп – «с кракадельками», слегка видна прихожая – вот и всё пространство. Но оно всё прекрасно возникает перед мысленным взором, ведь много кто из нас бывал в этих «сталинках» либо видел всё это в старых фильмах.
А о чем же собственно спектакль? Если ответить одним словом – о любви. Тема вечная, но для каждого человек его история, разумеется, проживается здесь и сейчас и в единственном экземпляре.
Вернулся на пепелище
Гвардии полковник Дмитрий Иванович Савельев (Сергей Дряхлов) возвращается в свою квартиру – как он выражается, «на пепелище». Перед самой войной он уехал на отдых с женой и детьми, семья погибла, и полковник даже будучи в столице не решается вернуться туда, где когда-то был счастлив. Однако на этот раз незадача: адъютант Василий (Сергей Климов) не смог вовремя забронировать гостиницу, и Савельев решает на сутки хотя бы отправиться домой.
Но тут вдруг оказывается, что жилплощадь занята: в квартиру вселили известного академика-мостостроителя, архитектора Фёдора Алексеевича Воронцова (народный артист России Валерий Алексеев) с дочерью Ольгой (Екатерина Цепкина). Управдом Чижов (Павел Кондрашин) уверяет, что всё было сделано в его отсутствие, но у него хранятся вещи семьи Савельева, и он их тут же приносит.
Совестливый хозяин квартиры пытается ретироваться, однако академик и слышать об этом не хочет, немедленно освобождая Савельеву его кабинет. А там всё осталось, как до войны – портреты на стене и дочкина кукла, при одном взгляде на которую гвардии полковнику хочется выть…
К Савельеву нежданно по пути в отпуск в родную Казань заглядывает полковник Иванов (Артём Савинов), с которым Дмитрий Иванович познакомился в самом начале войны, а затем он сам приглашает «товарища майора» - военврача Анну Греч (Ольга Лаврентьева), которая оперировала обоих тогда ещё не полковников.
Время от времени здесь же возникает адъютант, а ещё приёмный фронтовой сын Савельева Ваня (Василий Анохин) – несмотря на свои 13 лет, гвардии ефрейтор.
Во всей этой круговерти между Олей и Савельевым, кажется, зарождаются чувства, но они не смеют дать им волю. Он – потому что намного старше Ольги (ему 40, разве можно думать о любви к 23-летней девушке), боится новых потерь («можно думать о чем-то только когда закончится война», - говорит он майору), более того, у девушки явно есть ухажёр Сергей Синицын (Денис Артеев) – личность неприятная, но архитектор незаурядный.
Ольга же думает, что она всё ещё любит своего однокурсника Володю, который погиб в первые дни на фронте. И даже когда понимает, что неравнодушна к Савельеву, она боится навязываться, так как отец рассказал ей о трагедии, произошедшей с его семьёй (впрочем, в то время это была совсем не редкость).
Подталкивает их друг к другу военврач (кажется, она сама любит Савельева, но уступает место, так как зарождение любви происходит на её глазах), советуя Ольге раскрыть свою душу, раз гвардии полковник не решается.
Открытый финал
Да, в финале зритель понимает, что эти люди друг друга любят, но доживут ли они до конца войны, встретятся ли, сохранят ли свои чувства? Они ведь не знают, что до Победы осталось меньше года….
Финал в спектакле «Галёрки», как и у Симонова, открытый. Но, конечно, зрителю хочется верить в лучшее, в то, что что однажды герои проснутся и будут счастливы от того, что светит солнце, небо чистое, а трава зелёная. Так и будет!