Результаты итоговых сочинений, которые выпускники писали 3 декабря, стали известны на днях. Оценки выставлялись по системе «зачёт - незачёт». Оказалось, что 323 человека из 9689 с испытанием не справились.
Казалось бы, 3,3% - это не так много. Но если учитывать критерии оценки и лояльность, с которой сочинения проверяли, то стоит задуматься. Определяли судьбу работы по пяти пунктам, два из которых обязательны: сочинение должны быть не короче 250 слов, иначе оно не проверяется, и соответствовать заявленной теме. Далее идут аргументация, композиция и грамотность. Причём на 50 слов допускается 5 ошибок. Чтобы получить зачёт, нужно получить «плюсики» по обязательным пунктам и хотя бы один из числа необязательных.
Результат прогнозируемый
Также в каждой теме ученик должен опираться хотя бы на одно литературное произведение. То есть никаких «свободных» тем нет, они все литературно направленные. Впрочем, из их названий можно понять, где черпать вдохновение. Омских выпускникам предложили пять тем: «Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Лермонтова вам интересны?», «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?», «Почему картины зимы так интересны писателям?», «В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?» и «Как вы понимаете, что такое честь и бесчестие?». Все они появились за 15-20 минут до экзамена на сайте федерального института педагогических измерений и портале ЕГЭ.
В областном центре соотношение успешно и неуспешно написавших сочинение выпускников примерно такое: из 5300 участников 169 человек «завалили».
«Не секрет, что итоговое сочинение ждали с волнением. Мы все понимаем, что это одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации. На мой взгляд, это совершенно нормальный прогнозируемый результат, - считает Елена Куприянова, руководитель департамента дошкольного, общего, дополнительного образования министерства образования Омской области. - Такой формы итогового сочинения не было давно, поэтому волнение понятно и объяснимо. Сочинение, в принципе, дело непростое. Тем более, что в этом году на подготовку было несколько месяцев, ведь всё стало известно только перед 1 сентября. Ребятам на будущий год будет уже проще. Они смогут планомерно подготовиться».
В любом случае у тех, кто с первого раза не сдал или не пришёл по уважительной причине, есть ещё две попытки – 4 февраля и 6 мая. Итоговое сочинение не подразумевает процедуры аппеляции. Если зачёт не получен, а ученик считает, что виной всему предвзятое отношение в школе, то он может написать заявление на повторную сдачу с просьбой провести проверку независимыми экспертами. И тогда будет организована другая комиссия, которая займётся работой это ученика.
Абитуриенту пригодится
Проверка сочинений была непохожа на проверку части С единого госэкзамена по русскому языку. На ЕГЭ работу проверяют два независимых эксперта, затем выставленные ими баллы сравниваются, и в случае расхождения назначается третья проверка. Здесь же работа проверяется только один раз и только одним экспертом.
Оригиналы работ без всяких пометок учителей были сданы в региональный информационно-аналитический центр, а в школе остались копии работ. Их сканы размещены на портале, чтобы при необходимости документы могли использовать приёмные комиссии вузов.
«На федеральном уровне было рекомендовано вузам учитывать результаты итогового сочинения как индивидуальное достижение обучающегося до 10 баллов. Наши омские вузы определили пока добавлять только до 1 балла», - говорит Елена Куприянова.
На данный момент все вузы уже выложили на свои сайты в общий доступ правила приёма на 2015 год. В них прописано то, как они будут учитывать итоги сочинения. И каждый вуз это определяет сам. Несмотря на то, что омские учебные заведения больше одного балла не добавят, в случае равенства результатов по итогам это может сыграть роль для абитуриента.
«Помимо того, что учитываются результаты итогового сочинения, учитываются и такие моменты, как наличие аттестата с отличием, дипломов участия в олимпиадах и конкурсах определённого уровня, - перечисляет Ирина Ларионова, заместитель начальника управления профессионального образования и науки министерства образования Омской области. Сам вуз принимает решение, какой показатель какому баллу соответствует и что для него более важно».
Научить рассуждать
«Когда рабочая группа работала над сочинением, там закладывались более глобальные мотивы. Важно научить современного молодого человека рассуждать и излагать свои мысли. И ещё один мотив – вернуть нашей нации статус самой читающей, - объясняет Елена Куприянова. - Прочитает ребёнок на одно произведение художественной литературы больше, и это уже здорово. Прекрасно, если сумеет изложить своё отношение к той проблеме, которую заложил автор, и вообще увидеть эту проблему. О ценности книг можно рассуждать очень долго».