«АиФ в Омске» встретился с победителем конкурса «Учитель года 2014» Александром Ивановым.
Марина Петрова, omsk.aif.ru: За победу в конкурсе подарили машину. Есть ли у Вас водительские права, был ли до этого автомобиль?
Александр Иванов: Права у меня есть, но машины не было.
– Сколько лет работаете в школе? Участвовали в таком конкурсе раньше? И если нет, то почему?
– Я работаю в школе около двадцати лет, а если быть точным – девятнадцать. До этого момента я не принимал участия именно в этом конкурсе. Наверное, всему своё время. Все мы в детстве читаем книги. Я читал очень много – перечитал практически всю библиотеку, но тогда я их не понимал. Осознание пришло гораздо позднее. Может быть, так же и с конкурсом: когда человек готов, он к этому идёт. Я думаю, самое главное – это внутренняя готовность самого человека. Как в романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас» – сделайте то, чего не сделать не сможете.
Сделал всё, что хотел
– Победа была неожиданностью или были уверены в ней?
– Скажем так, определённые ожидания были, потому что я сделал практически всё то, что хотел. И сделал действительно хорошо и качественно именно в рамках тех мероприятий, которые нам предлагали.
– Почему именно Азовский район? Никогда не было желания переехать в областной центр?
– Мои корни и в Азовском районе, потому что мой прадедушка был первым старостой этого села. Папа у меня родом из северного района – Называевского. Желания уехать в Омск никогда не было. У меня большая семья и она предпочитает всё-таки деревенский образ жизни.
– Абсолютно не играет роли тот факт, где находится учитель. Географический признак не имеет никакого значения. Я – не лучший учитель. Я – учитель, который одержал победу в тех конкурсах, которое предложило жюри. А слова искренней благодарности и признательности я хочу сказать всем педагогам, всем тем людям, которые отдают себя этому делу, обучению и воспитанию, в независимости от возраста, пола и географической принадлежности.
– Вы преподаете историю. А в последнее время её нещадно переписывают. Каким образом у Вас получается донести до учеников правду?
– Если глубоко рассуждать, то история – это интерпретация интерпретируемого, по сути дела. А мы изучаем интерпретации, и сами даём свои интерпретации. А по поводу фальсификации истории – она всегда была, есть и будет. С этим необходимо бороться.
– Обществознание, которое вы тоже преподаете, с каждым годом всё больше вузов и факультетов включают в качестве вступительного испытания. Всё-таки в области нет университетских курсов подготовки к экзаменам. Как удаётся подготовить к поступлению учеников?
– Главное, чтобы было желание у самого ученика, а подготовить его всегда можно к любой форме аттестации – ЕГЭ, ГИА и другим. Их форма не имеет никакого значения. Конечно, в определённые моменты бывают сложности, но всё равно они преодолимы.
Компетенциями не измеришь
– Как удаётся найти подход к ученикам, ведь зачастую подростки воспринимают учителей, что называется, «в штыки»?
– Может быть, действительно такие случаи и бывают, потому что дети разные и учителя разные. Но всё-таки главное кроется не в этом. Мы играем определённую роль. Мы забывает, что у нас дома, болеют ли наши родственники. Мы играем роль людей, и внутри ощущение высших каких-то определённых духовных ценностей. То, что в сердце, никакими компетенциями не измеришь. И с этим нужно приходить к ученикам.
– Сколько у Вас учеников?
– Я классный руководитель 6 класса. И ещё я веду предметы у классов с 5 по 11. В результате еженедельно проходят около двухсот учеников.
– Чтобы Вы пожелали учителям, которые в следующем году решат принять участие в конкурсе? На что стоит обратить внимание, на что они должны быть нацелены?
– Они должны быть готовы к очень серьёзному полугодовому марафону, который начинается на муниципальном уровне и заканчивается на областном. Мы все прекрасно понимаем, что ничего так просто не даётся. Лёгких побед, может, и не бывает. Но мне в школе все помогали: и ученики, и учителя.
– Чем отличается подход к ученикам и работа в школе учителя-мужчины и учителя-женщины? Какие у кого преимущества?
– Если воспринимать школу не просто как ретранслятор знаний, а как институт воспитания, социального и психического развития, то, безусловно, здесь много определённых противоречий, стереотипов, которые формируются у детей. Например, почему большинство открытий сделано мужчинами, а преподносят их учителя-женщины, почему руководители мужчины, а подчинённые – женщины. Преподавание определённых предметов опять же ассоциируется с полом преподавателя. Безусловно, эти вопросы требуют изучения и гендерный подход в образовании – вопрос ближайшего будущего.