Демонстрация или шабаш?

   
   

Дата 1 мая связана не только с демонстрацией с честь Дня трудящихся, но и со многими поверьями, легендами и символами, дошедшими до нас из древности. В эту ночь в прошлом благочестивые обыватели наглухо запирали двери и окна и молились о спасении от происков нечистой силы, ведь в ночь на 1 мая традиционно проходит главный праздник служителей тьмы - Великий Шабаш.

Традиционно Вальпургиева ночь начинается около 23 часов. К полуночи постепенно подтягиваются опоздавшие, а ровно в полночь возникает демон в виде огромного черного козла. На этом сборище проводились определенные обряды, где ведьмы, колдуны и прочая нечисть, пытались помешать благополучному наступлению весны, насылали порчу на людей и домашний скот. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретали чудесную силу. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась своя церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых сжигались чучела ведьм, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола.

На Руси ведьма – один из главных персонажей низшей мифологии славян. Сам термин «ведовство» и слово «ведьма» происходят от славянского глагола «ведать» – знать. Ошибочно предполагать, что ведьма – зло. Другими словами, она могла знать и творить не только плохое, но и хорошее. В большей степени, чем все остальные люди.

Самый главный символ предстоящей ночи, конечно же, метла. Как иначе попасть на шабаш? В народе бытует множество поверий, легенд и суеверий так или иначе связанных с метлами. Например, в свадебной обрядности в Курской губернии отец жениха связывал помело с кочергой перед сватовством, что бы свадебный союз был крепким и надежным. Кроме того, помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овес под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого». В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись, а в Великий четверг принято было делать новое помело, за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения. В Нижегородской губернии на помеле, перевозили при переезде в новый дом домового. На Вологодчине помело или кочергу выкидывали во двор, чтобы уберечься от града.

Кстати, участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна. По старинным источникам известно, что если кого-то замечают - жизнь их тут же заканчивается под жертвенным ножом. Если ведьмы ничего не заметили, то случайному свидетелю шабаша лучше держать язык за зубами - его наверняка попытаются сжить со света. Именно поэтому в это время обыватели запирались на все засовы, да и сегодня многие воздерживаются от загородных походов в эту ночь.

Смотрите также: