Примерное время чтения: 10 минут
195

Омичи в снежном плену. Почему снегопад в Омске приводит к пробкам и ДТП

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Омске 10/12/2014
Пробки в Омске - частое явление.
Пробки в Омске - частое явление. / Максим Кармаев / АиФ

На прошлой неделе из-за сильнейшего тайфуна в нескольких районах российского Дальнего Востока было объявлено чрезвычайное положение. Огромные сугробы закрыли первые этажи зданий, снежные барханы на улицах препятствовали подвозу хлеба в магазины. Ничего не поделаешь - стихия, в сравнении с которой в Омске царит едва ли не абсолютный штиль. И что же? Даже лёгкая позёмка в нашем городе приводит к транспортному коллапсу.

Троллейбусы в кювете

Выпадающий снежок с мутного омского неба приводил к шестибалльным пробкам и в минувшую среду, и в выходные. Но жители столицы Прииртышья особенно запомнят ненастные дни 25-26 ноября, когда основные магистрали города встали в 10-балльные пробки. Одна из них, по данным сервиса «Яндекс.Пробки», протянулась почти на 7 км от моста им. 60 лет Победы до улицы Бульварной. В часы пик люди добирались на работу и обратно домой по полтора-два часа. Владельцев личного транспорта охватывала такая нервозность, что они то и дело пытались объехать дорожные заторы по обочинам. Шалили нервишки и у водителей общественного транспорта.

«Я ехал на троллейбусе № 8, он кое-как двигался в плотном потоке машин, а недалеко от остановки «Аграрный университет» вдруг дёрнулся в сторону обочины и начал резко заваливаться набок, - рассказывает пассажир Семён Лукьянов, житель Советского округа. - Все в салоне ахнули от неожиданности, но троллейбус, слава богу, не перевернулся. Его просто перекосило. Оказывается, он попал колесом в придорожную колею».

Выпавший снег создаёт на омских дорогах серьёзные заторы. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Полчаса спустя аналогичный случай произошёл в том же районе города. Фотографии накренившихся троллейбусов, будто снесённых ветром на обочину, вскоре появились в социальных сетях. Благо, в этих происшествиях никто не пострадал. Однако были и неприятные случаи. Вечером 25 ноября, когда снегопад усилился, водитель пассажирской «ГАЗели» на улице Суворова врезался в стойку дорожного знака. Травмы получили женщина и мужчина, находившиеся в маршрутке.

К сожалению, такие ДТП стали типичными в экстремальных дорожных условиях. Аналитики областной госавтоинспекции отмечают, что в периоды снегопадов и гололёда водители в семь-восемь раз больше проезжают на запрещающий сигнал светофора. Так, 25 ноября было зарегистрировано 803 проезда на красный свет, 26 ноября - 728, тогда как в обычные бесснежные дни эти показатели не превышают 100 нарушений.

Горожане не просто опасаются всё новых происшествий - они уже смирились с неблагоприятной ситуацией. Да и комментарии представителей специализированных служб не вселяют оптимизма. Те, кто в силу своих должностных обязанностей должен чистить автодороги от снега, ссылаются на устаревший парк дорожной техники и... тяжёлые погодные условия.

Зима виновата?

«Для выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети управление дорожного хозяйства и благоустройства имеет 329 единиц спецтехники, однако из-за значительного её износа постоянно в работе находится только 261 единица, - говорит Сергей Фролов, первый заместитель мэра Омска. - Никакой катастрофы пока нет, но надо признать: дорожная техника нуждается в обновлении. Острейшая её нехватка особенно ощущается снежными зимами, именно такая ожидает нас в этом сезоне. Осложняет дорожную ситуацию и то, что трафик автомашин из года в год увеличивается, а развитие уличной сети за ним не успевает. Дорожные службы города делают всё возможное, чтобы справиться с обильными снегопадами. В зависимости от обстоятельств, в разных районах областной столицы дополнительно задействуются одно-два звена дорожной техники. Утилизация снежных масс проходит на специально подготовленных площадках в каждом административном округе Омска. Кроме того, заготовлено более 67 тысяч тонн противогололёдных материалов, в том числе свыше 16 тысяч тонн чистого песка. План заготовок составил 101%. Дополнительно хотелось бы сказать, что в целях надлежащего контроля за состоянием улично-дорожной сети в круглосуточном режиме работают диспетчерские службы».

Снегопады - причина многочисленных пробок. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Говоря о том, что нынешняя зима богата на снегопады, омские дорожники не кривят душой. Ежесуточно с городских дорог вывозится в среднем 3 тысячи куб. м снега. Общий его объём в этом сезоне уже превысил 26 тысяч куб. м. Эти цифры показывают, насколько работа дорожников зависит от интенсивности осадков. Сегодня их нет, а завтра... Отсюда зачастую авральный режим труда.

Разумеется, основную часть работ приходится выполнять в ночное время, чтобы не мешать потоку транспорта на и без того узких дорогах Омска.

Впрочем, контролирующие службы имеют своё мнение по поводу дорожной проблемы в Омске, ведь транспортный коллапс 25-26 ноября - отнюдь не исключительное явление.

Кстати
Судя по теленовостям, может показаться, что снег в Европе выпадает редко, вызывая чуть ли не стихийное бедствие. Однако в ряде европейских стран, в том числе в Германии, снежные осадки в порядке вещей. Снег с улиц в немецких городах убирает муниципальная снегоуборочная техника, после чего к работе приступают посыпочные машины. Чистка дорог выполняется в соответствии со специальными планами, которые отработаны в течение десятков лет. При этом законом предусмотрены и обязанности горожан. Так, все владельцы внедорожников состоят на учёте в мэрии. В случае, если норма осадков превышена, сирена оповещает их о необходимости прибыть к месту сбора. На личные автомобили навешивают бульдозерные ножи и отправляют расчищать определённый участок городской территории. Что же касается чистки тротуаров, то за них отвечают владельцы близлежащих домов.

Двойное превышение

Почти два месяца назад, 17 октября, город уже сталкивался с 10-балльными пробками, причём именно из-за снежных осадков.

«По нашим наблюдениям, в течение часа с начала снегопада на улицах работало лишь пять снегоуборочных машин, а вышедшие вслед за ними пескоразбрасыватели ситуацию не исправили, - комментирует Дмитрий Зырянов, начальник городского отдела ГИБДД управления МВД РФ по Омской области. - В этот день было зафиксировано 325 аварий, при этом в девяти из них пострадали люди, что выше среднесуточной нормы в два раза! К сожалению, мониторинг работы дорожных служб не осуществлялся, указания поступали с опозданием. В результате ситуация фактически повторилась во время очередной непогоды. И хотя на улицах работало больше техники, проезжая часть на большинстве автомагистралей сужена снежными валами по обочинам. Снегом были залеплены даже некоторые дорожные знаки.

По мнению руководителя омской госавтоинспекции, дорожные службы остро нуждаются в увеличении финансирования на приобретение новой спецтехники. Но в то же время известно, что городской бюджет следующего года вновь сформирован с дефицитом, а само управление дорожного хозяйства имеет кредиторскую задолженность. Оздоровить финансовую ситуацию на этом предприятии омские власти планируют только к 2016 году, а значит, ожидать стратегических побед в борьбе со снегом и пробками пока не приходится.

Убирать снег с улиц должны дорожники на спецтехнике. Фото: АиФ/ Станислав Никитенко

Не ругайте дорожников

«Я нисколько не поддерживаю тех, кто всю вину за транспортные проблемы Омска возлагает на службы дорожного хозяйства и благоустройства. Они делают всё от них зависящее, - считает Владимир Занин, председатель межрегионального независимого профсоюза работников автотранспорта. - Проблема вовсе не в плохой работе кого бы то ни было. Городской бюджет формируется за счёт налоговых поступлений, то есть из тех средств, которые поступают от предприятий и населения Омска. Говорят, налогов нужно собирать больше. Но в условиях международных санкций вряд ли следует рассчитывать на существенное улучшение экономической ситуации в отдельно взятом городе. Поэтому наши дороги будут очищаться от снега исходя из реальных финансовых возможностей - это факт, с которым придётся смириться, нравится это омичам или нет. К тому же нам, жителям Сибири, надо уже перестать удивляться выпавшему снегу. Такой уж у нас климат».

«Надо признать, что содержание дорог с каждым годом ухудшается, - уверен Станислав Гребенщиков, министр строительства и ЖКК Омской области. - Структуры дорожных служб работают неслаженно. Региональная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения рекомендовала при неблагоприятных погодных условиях задействовать максимальное количество специальной техники, ликвидировать сугробы на остановках транспорта и тротуарах, оперативно вывозить снег с обочин. Проблему устаревшей спецтехники надо попробовать решить с помощью программы утилизации автомобилей. Вопрос о качестве содержания дорог будет рассмотрен на следующем заседании областной комиссии.

Снег прибавляет проблем не только дорожникам, но и автолюбителям. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

Нет стратегии

«В миллионном городе на дороги в принципе выезжает гораздо большее количество автомобилей, чем он может в себя вместить. Уж так сложилось, особенно в Омске, - рассуждает Павел Акимов, лидер общественного движения «Омск – город для людей!». - Если мэрия города компетентна, то она будет одновременно реализовывать две параллельные стратегии: делать невыгодным перемещение на личном автотранспорте в центре города, в том числе вводить платные парковки, и одновременно стимулировать развитие общественного транспорта - избавляться от этих убогих маршруток, закупать новые троллейбусы и автобусы, проектировать, обновлять и строить новую трамвайную сеть. Таким образом, часть автолюбителей пересядет на общественный транспорт, потому что он сможет конкурировать с личными автомашинами по времени, стоимости и относительному комфорту перемещения человека из точки А в точку В. Когда общественный транспорт находится в дико убогом состоянии, как в какой-нибудь отсталой африканской стране, то главное желание омича - поскорее пересесть в тёплый и комфортный автомобиль и не толпиться в маршрутке. В итоге, таких омичей с каждым годом становится больше, и именно от этого пробки только увеличиваются. Расширением старых и строительством новых дорог  эту проблему не решил никто, нигде и никогда. Спасут положение только вложения в общественный транспорт. Это, что называется, стратегический вектор на годы вперёд. Но в Омске пока даже не могут элементарно чистить улицы, а ведь помимо дорог есть ещё и тротуары. Всё это, само собой, в дни сильных снегопадов ещё сильнее усугубляет ситуацию на дорогах и вообще погружает город в ад».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах