На прошлой неделе из-за сильнейшего тайфуна в нескольких районах российского Дальнего Востока было объявлено чрезвычайное положение. Огромные сугробы закрыли первые этажи зданий, снежные барханы на улицах препятствовали подвозу хлеба в магазины. Ничего не поделаешь - стихия, в сравнении с которой в Омске царит едва ли не абсолютный штиль. И что же? Даже лёгкая позёмка в нашем городе приводит к транспортному коллапсу.
Троллейбусы в кювете
«Я ехал на троллейбусе № 8, он кое-как двигался в плотном потоке машин, а недалеко от остановки «Аграрный университет» вдруг дёрнулся в сторону обочины и начал резко заваливаться набок, - рассказывает пассажир Семён Лукьянов, житель Советского округа. - Все в салоне ахнули от неожиданности, но троллейбус, слава богу, не перевернулся. Его просто перекосило. Оказывается, он попал колесом в придорожную колею».
Полчаса спустя аналогичный случай произошёл в том же районе города. Фотографии накренившихся троллейбусов, будто снесённых ветром на обочину, вскоре появились в социальных сетях. Благо, в этих происшествиях никто не пострадал. Однако были и неприятные случаи. Вечером 25 ноября, когда снегопад усилился, водитель пассажирской «ГАЗели» на улице Суворова врезался в стойку дорожного знака. Травмы получили женщина и мужчина, находившиеся в маршрутке.
К сожалению, такие ДТП стали типичными в экстремальных дорожных условиях. Аналитики областной госавтоинспекции отмечают, что в периоды снегопадов и гололёда водители в семь-восемь раз больше проезжают на запрещающий сигнал светофора. Так, 25 ноября было зарегистрировано 803 проезда на красный свет, 26 ноября - 728, тогда как в обычные бесснежные дни эти показатели не превышают 100 нарушений.
Горожане не просто опасаются всё новых происшествий - они уже смирились с неблагоприятной ситуацией. Да и комментарии представителей специализированных служб не вселяют оптимизма. Те, кто в силу своих должностных обязанностей должен чистить автодороги от снега, ссылаются на устаревший парк дорожной техники и... тяжёлые погодные условия.
Зима виновата?
«Для выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети управление дорожного хозяйства и благоустройства имеет 329 единиц спецтехники, однако из-за значительного её износа постоянно в работе находится только 261 единица, - говорит Сергей Фролов, первый заместитель мэра Омска. - Никакой катастрофы пока нет, но надо признать: дорожная техника нуждается в обновлении. Острейшая её нехватка особенно ощущается снежными зимами, именно такая ожидает нас в этом сезоне. Осложняет дорожную ситуацию и то, что трафик автомашин из года в год увеличивается, а развитие уличной сети за ним не успевает. Дорожные службы города делают всё возможное, чтобы справиться с обильными снегопадами. В зависимости от обстоятельств, в разных районах областной столицы дополнительно задействуются одно-два звена дорожной техники. Утилизация снежных масс проходит на специально подготовленных площадках в каждом административном округе Омска. Кроме того, заготовлено более 67 тысяч тонн противогололёдных материалов, в том числе свыше 16 тысяч тонн чистого песка. План заготовок составил 101%. Дополнительно хотелось бы сказать, что в целях надлежащего контроля за состоянием улично-дорожной сети в круглосуточном режиме работают диспетчерские службы».
Говоря о том, что нынешняя зима богата на снегопады, омские дорожники не кривят душой. Ежесуточно с городских дорог вывозится в среднем 3 тысячи куб. м снега. Общий его объём в этом сезоне уже превысил 26 тысяч куб. м. Эти цифры показывают, насколько работа дорожников зависит от интенсивности осадков. Сегодня их нет, а завтра... Отсюда зачастую авральный режим труда.
Разумеется, основную часть работ приходится выполнять в ночное время, чтобы не мешать потоку транспорта на и без того узких дорогах Омска.
Впрочем, контролирующие службы имеют своё мнение по поводу дорожной проблемы в Омске, ведь транспортный коллапс 25-26 ноября - отнюдь не исключительное явление.
Двойное превышение
Почти два месяца назад, 17 октября, город уже сталкивался с 10-балльными пробками, причём именно из-за снежных осадков.
По мнению руководителя омской госавтоинспекции, дорожные службы остро нуждаются в увеличении финансирования на приобретение новой спецтехники. Но в то же время известно, что городской бюджет следующего года вновь сформирован с дефицитом, а само управление дорожного хозяйства имеет кредиторскую задолженность. Оздоровить финансовую ситуацию на этом предприятии омские власти планируют только к 2016 году, а значит, ожидать стратегических побед в борьбе со снегом и пробками пока не приходится.
Не ругайте дорожников
«Надо признать, что содержание дорог с каждым годом ухудшается, - уверен Станислав Гребенщиков, министр строительства и ЖКК Омской области. - Структуры дорожных служб работают неслаженно. Региональная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения рекомендовала при неблагоприятных погодных условиях задействовать максимальное количество специальной техники, ликвидировать сугробы на остановках транспорта и тротуарах, оперативно вывозить снег с обочин. Проблему устаревшей спецтехники надо попробовать решить с помощью программы утилизации автомобилей. Вопрос о качестве содержания дорог будет рассмотрен на следующем заседании областной комиссии.
Нет стратегии
«В миллионном городе на дороги в принципе выезжает гораздо большее количество автомобилей, чем он может в себя вместить. Уж так сложилось, особенно в Омске, - рассуждает Павел Акимов, лидер общественного движения «Омск – город для людей!». - Если мэрия города компетентна, то она будет одновременно реализовывать две параллельные стратегии: делать невыгодным перемещение на личном автотранспорте в центре города, в том числе вводить платные парковки, и одновременно стимулировать развитие общественного транспорта - избавляться от этих убогих маршруток, закупать новые троллейбусы и автобусы, проектировать, обновлять и строить новую трамвайную сеть. Таким образом, часть автолюбителей пересядет на общественный транспорт, потому что он сможет конкурировать с личными автомашинами по времени, стоимости и относительному комфорту перемещения человека из точки А в точку В. Когда общественный транспорт находится в дико убогом состоянии, как в какой-нибудь отсталой африканской стране, то главное желание омича - поскорее пересесть в тёплый и комфортный автомобиль и не толпиться в маршрутке. В итоге, таких омичей с каждым годом становится больше, и именно от этого пробки только увеличиваются. Расширением старых и строительством новых дорог эту проблему не решил никто, нигде и никогда. Спасут положение только вложения в общественный транспорт. Это, что называется, стратегический вектор на годы вперёд. Но в Омске пока даже не могут элементарно чистить улицы, а ведь помимо дорог есть ещё и тротуары. Всё это, само собой, в дни сильных снегопадов ещё сильнее усугубляет ситуацию на дорогах и вообще погружает город в ад».