Одним из наиболее ярких примеров является девятиэтажка на Крупской, 19. Этот дом по собственной инициативе прекратил своё сотрудничество с обслуживающей организацией в сентябре прошлого года. Результаты свободного плавания ожиданий не оправдали: пережив ряд жилищно-коммунальных неурядиц, отдельные из которых даже стали объектами внимание местных СМИ, дом уже в начале этого года вернулся под крыло своей прежней управляющей компании «Левобережье». Схожая судьба сложилась и у ещё одного дома с этой же улицы — Крупской, 1. Многоэтажка, в своё время связывавшая большие надежды с переходом в ТСЖ, сегодня вынуждена была вернуться к прежнему способу управления и заключить договор с компанией «ЖКО 6-й Микрорайон-1». Сегодня на стадии голосования по заключению договоров управления с УК «Левобережье» находятся ещё 3 дома, ранее находившихся в жилищно-строительных кооперативах.
Прежде всего, ТСЖ — это неизбежная зависимость от его председателя: от его графика, принципов и жизненных интересов, которые, кстати, в некоторых случаях недостаточно пересекаются с интересами товарищества. Тогда как в управляющей компании работает система. И полноценное обслуживание дома осуществляется без сбоев и отлагательств, независимо от того, ушёл директор предприятия в отпуск, или нет. Тогда как в ТСЖ с этим возможны проблемы.
Ещё один фактор — качественное обслуживание дома во многом зависит от работы подрядных организаций. Добросовестные управляющие компании заключают договоры с проверенными и надёжными подрядчиками, которые качественно выполнят работу, ответят на претензии, если те возникнут, а при необходимости и понесут ответственность за свои недоработки. ТСЖ зачастую сотрудничают с мелкими подрядчиками, многие из которых уже завтра могут исчезнуть в неизвестном направлении. В итоге жителям дома приходится мириться с завалами мусора в контейнерах или с грязью в неубранных подъездах. А искать справедливости у испарившегося подрядчика — дело заведомо проигрышное.
Более серьёзные требования к тем, кто обслуживает жильё, предъявляет сегодня и значительно ужесточившееся жилищное законодательство. Сегодня обслуживание дома не ограничивается заменой задвижек, вывозом отходов, подметанием дворов и другими стандартными работами. Нынешняя сфера ЖКХ предполагает и массу других обязательных процедур, связанных с предоставлением отчётности, раскрытием информации, разработкой смет и т. д. В таких условиях обслуживание дома требует гораздо больших ресурсов. Управляющие компании сталкиваются с этим ежедневно, чтобы соответствовать всем требованиям сегодняшнего рынка ЖКХ, они привлекают на работу высококвалифицированный персонал. Товарищество вынуждено заказывать юристов, теплотехников, энергетиков и других специалистов на стороне, а это стоит дороже, чем держать их в штате. Практика показала: те дома, которые уходили из управляющих компаний в ТСЖ, стремясь к более низкому, чем в УК размеру платы, возвращаются обратно с более высоким тарифом. Есть и такой вариант: размер платы может быть и таким же, но тогда он не включает в себя затраты на текущий ремонт, который выполняется за счёт дополнительного сбора средств. Так или иначе, платить за содержание и ремонт своих домов ушедшим в ТСЖ приходится больше.
Негативный опыт свидетельствует: создание товарищества вовсе не является универсальной таблеткой от всех жилищно-коммунальных «болячек» дома, как это порой пытаются представить различные заинтересованные люди. Поэтому, задумываясь о переменах в вопросе обслуживания дома, главное — не делать необдуманных шагов.