После получения январских квитанций за отопление пенсионер - житель Омского района - Анатолий Хаванский бросился вызывать скорую помощь - от таких цифр жене, которая всю жизнь проработала экономистом, стало плохо с сердцем. 7195 руб. в месяц только за отопление! Если к этому прибавить остальные коммунальные услуги, итоговая цифра будет почти 10 000 руб.
«Представляете, что остаётся от пенсии в 13 тысяч рублей? - недоумевает Анатолий Петрович. - Вот говорят, что у нас в стране бюджета ни на что не хватает, но как нам, простым людям, жить? Индексация пенсий - это же копейки, которые сразу же уйдут на повышение тарифов с 1 июля. Зачем тогда я в своё время учился? Зачем мой отец Родину защищал на войне? Чтобы мы сейчас так жили и не могли себе кусок колбасы купить? Зайдёшь в магазин, посмотришь на цены, булку хлеба купишь и домой пойдёшь».
Где же предел?
Кстати, повышение тарифа за отопление получилось очень интересным. Вообще-то коммуналку обещали поднять с 1 июля, но дело в том, что конкретно в Омском районе действовал льготный тариф, и депутаты райсовета приняли решение отменить льготный тариф и применить на территории района тариф выше предельного уровня. Всё в рамках закона, но фактически изменился не тариф, а плата!
В доме у Хаванских жители района регулярно проводят общие собрания и пытаются понять: что дальше? Им говорят, что мазутная котельная - это дорого, но перевести на другое топливо пока не получается. Да и вообще, как прокомментировала РЭК по Омской области, «применение экономически обоснованного тарифа не приведёт к превышению предельного индекса. Рост тарифа на теплоснабжение со второго полугодия составит 2,2%». Люди планируют выйти на диалог с местной администрацией и надеются, что она обратит внимание на проблему.
10 000 руб. платят за тепло в некоторых районах.
Чтобы не платить каждые полгода на 1000-1500 руб. больше, Анатолий Петрович принял решение сам обеспечивать свой дом теплом и отключиться от центральной системы отопления. Правда, мужчина решил использовать не печь, а котёл.
На запрос редакции, возможен ли такой вариант развития событий, ответил Максим Михайленко, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, в случае когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, но при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты уже использованной энергии».
На 50 % за два месяца
В нашу редакцию с криком о помощи обратились жители с. Октябрьское. Они уже несколько лет ходят по всевозможным инстанциям, чтобы понять, почему тарифы на тепло настолько сильно бьют по их кошелькам? В 2012 году тарифы на отопление повысились на 10%, в 2013-м - на 12%, в 2014-м - на 7,8%. То есть за три года плата выросла как минимум на треть.
«Больше половины пользователей услуг ЖКХ у нас в селе - пенсионеры с минимальным доходом, - говорит Анатолий Зайцев, обратившийся в омскую редакцию. - Люди стонут от безысходности, коммунальные услуги забирают практически весь семейный бюджет. В ноябре 2015 года с приходом компании «СДМ-Сервис» тариф повысился ещё на 6,7%, и с 1 января этого года - вновь резкое повышение. За два месяца рост составил 50%! А с 1 июля РЭК вновь планирует повысить тариф на отопление на 13,5%... Общая сумма в год за отопление получится 72 тыс. руб. На эти деньги можно купить 36 тонн угля и топить не один год!».
Аналогичная ситуация в селе с водой. Прошлым летом тариф на воду поднялся с 52,83 до 69,37 руб. за 1 м3, а с 1 июля 2016 года стоимость составила уже 79,51 руб. И самое странное, что вода - техническая, другой в селе нет.
В РЭК разъяснили, что высокий тариф - следствие неэффективной работы системы ЖКХ. В самих тарифах не может быть ничего лишнего. Здесь обещают установить новые льготные тарифы ниже предыдущих, но с повышением предельного индекса.
Платят за магазины и светофор
В прошлом году жильцы многоквартирного дома по ул. Маркса, 33 в Омске стали получать квитанции с расходами на электроэнергию по общедомовым нуждам на 8000 кВт. По рекомендации энергосбытовой компании они организовали оперативную работу по снятию показаний в квартирах и на общедомовом приборе. Расход снизился до 4000 кВт. Пришли к мнению, что к общедомовому прибору учёта подключены ещё и магазины, расположенные на первых этажах, и светофор на ближайшем перекрёстке.
Ситуация с домом действительно неоднозначна. ООО «Омская энергосбытовая компания» поясняет, что счета по всем потребителям - индивидуальные, лицевые, и расходы эти никак не совпадают. По заявлению УК «Жилищник-6» в середине апреля общедомовым прибором перестала учитываться электроэнергия 10 из 13 юрлиц и светофора. Потребление последнего рассчитывается по нормативу. Сами жители утверждают, что видели какие-то документы, где владельцы магазинов указывают заниженную площадь магазинов, на деле она гораздо больше. При этом в доме на четвёртом этаже расположено ещё и общежитие.
Электроснабжающая компания приводит средние расчёты: на протяжении года расход на ОДН по электричеству в доме составляет 5000 кВт. Чтобы снизить расход, нужно установить приборы в «проблемных» секциях.
Также редакция направила запрос в АО «Омскэлектро» о том, возможно ли запитать светофор и магазины с первых этажей вообще отдельно от квартир по пр. Маркса, 33. Оказывается, технически это возможно, но расходы по мероприятию также понесут жители.
Поможет суд
Евгений Рабинович, председатель общества защиты прав потребителей «Щит»:
Евгений Рабинович |
- По данным пенсионного фонда Омской области, у нас больше 567 тысяч пенсионеров. Это огромная нагрузка на бюджет, что не может не сказаться на жизни региона. Региональной энергетической комиссии уже давно пора обратить внимание на расхождения в тарифах: в селе живут пенсионеры и люди с низкими доходами, при этом оплата коммунальных услуг у них выше, чем у городских жителей. Нужно как-то уравнять тарифы или налаживать диалог с коммерческими ресурсными компаниями, работающими в селе, чтобы они снижали плату. Пока уповать остаётся только на региональный бюджет: размер дотаций должен быть соответствующим плате - и не временным, а постоянным. В принципе жители, которые очень много платят, в индивидуальном порядке могут обратиться в суд, чтобы им снизили ежемесячную финансовую нагрузку. И если люди не понимают, за что платят, а таких большинство, нужно обратиться с письменным заявлением о разъяснении тарифа.
Просчитать инфраструктуру и логистику
Алексей Сокин, депутат Омского городского Совета:
Алексей Сокин |
- Жители сельских районов всегда платили больше. Из-за неэффективности работы тепловых компаний, которые не могут полноценно выстраивать бизнес-процессы, плохого состояния инженерных сетей, их большой протяжённости, потери тепла. РЭК не утверждает им экономически обоснованных тарифов, поскольку себестоимость функционирования старой инфрастуктуры нерентабельна. Поэтому мы видим, как в Омском районе тепловики ежегодно банкротятся. На смену им приходит новое юрлицо, которое также обслуживает дома и копит себе долги, не имея никаких возможностей модернизации. Выход один: он сложный, кропотливый. Нужно просто единожды просчитать всю инфраструктуру и логистику отопительной системы для области. Решить, где выгоднее подвести газ, где остаться на угле, а где вообще перейти на дрова. Чтобы провести такие мероприятия, нужны средства и немалые, из регионального бюджета, от коммерческих структур и самих граждан. Главное - это энергоэффективность.
Как во время войны
Алевтина Рапацевич, пенсионерка:
Алевтина Рапацевич |
- Я уверена, что нашу страну уже довели до ручки! Если вы утверждаете, что мы - великий народ, дайте людям достойные условия. На деле загоняете в угол.
Вырос минимальный размер оплаты - с 6500 до 8270 руб. Так, смотрю я на соседей: у них поначалу глаза загорелись, они голову подняли, что смогут себе хоть что-то купить на эту разницу. А куда она уходит? На ЖКХ! Ситуация похожа на обстановку во время войны. Тогда давали карточки, и мы высчитывали крохи хлебные, прикидывали, каждый день можно кусок хлеба съесть или через день. Сейчас с зарплатой и пенсиями: ходим, смотрим, облизываемся. Получили деньги - идём покупать лекарства, оплачивать квитанции. На продукты - что останется.
Какое может быть повышение за коммуналку? Я одна за себя плачу за отопление и горячее водоснабжение вместе с общедомовыми нуждами по 1500 каждый месяц. Сто рублей - это огромная сумма! Нас и так грабят по-чёрному, но всё им мало.
За что ещё заплатим?
- Развитие инфраструктуры
Олег Голубев |
«Для сдерживания роста тарифов нужны вложения в инфраструктуру, - поясняет Олег Голубев, председатель региональной энергетической комиссии Омской области. - Возможность включить в тариф инвестиционную составляющую была обеспечена на федеральном уровне. К ежегодному плановому повышению тарифа на тепло у потребителей МП «Тепловая компания» и АО «Омск РТС» с 1 июля добавится по отоплению 1,5 руб. за кв. м, по горячей воде - 3,8 руб. за кубометр. Платёж семьи из трёх человек, проживающей в квартире 54 кв. м, увеличится в среднем на 97 руб. Деньги пойдут на модернизацию тепловых сетей, установку нового насосного оборудования, реконструкцию наружных сетей горячего водоснабжения и теплотрассы. Значительный рост по сравнению с первым полугодием 2016 года почувствуют жители 45 многоквартирных домов в посёлке Степном и микрорайоне Кристалл. Здесь отменят льготные тарифы, и жители будут вносить плату за отопление и горячую воду по экономически обоснованному тарифу».
- Общедомовые приборы учёта
Ольга Смиковская |
«Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении…» обязал собственников помещений в многоквартирных домах оборудовать их общедомовыми приборами учёта (ОДПУ) всех ресурсов до 1 июля 2012 года, - рассказывает Ольга Смиковская, коммерческий директор ОАО «ОмскВодоканал». - Обязанность установки ОДПУ в домах, где до указанного срока собственники это не сделали самостоятельно, законодательством была возложена на поставщика ресурса.
С 2012 по 2016 гг. нашим предприятием была проведена большая работа по изучению рынка общедомовых приборов учёта, техническому обследованию омских многоэтажек, уточнению списка домов, признанных ветхими и аварийными, которые по закону «Об энергосбережении…» такими приборами не оборудуются. В результате за три с половиной года предприятие установило 1344 ОДПУ в 1283 многоквартирных домах. Следует отметить, что установленные приборы учёта оснащены модемами и передача данных о потреблённых ресурсах нам отправляется автоматически.
В 1283 домах компания установила приборы учёта.
Затраты на установку ОДПУ поставщик ресурса предъявляет собственникам квартир. Единовременный платёж в среднем по городу составляет 500-800 руб. на одну квартиру, в зависимости от квадратуры. Абонент имеет право оплатить эту сумму за один раз или равными долями в течение пяти лет.
В апреле жители ряда многоэтажек получили квитанции за установку ОДПУ. Это были омичи, которым установили приборы в этом году, а также те, кому квитанции были направлены повторно. Тем, кто получил такие квитанции в 2013 и 2014 годах, но по каким-либо причинам не произвёл их оплату, в мае будут направлены «долговые» квитанции, неоплата которых влечёт за собой принудительное взыскание задолженности в судебном порядке. Обращаясь к омичам, я прошу внимательно отнестись к этим платёжным документам и выбрать приемлемый для себя способ оплаты - единовременно или с рассрочкой на пять лет».
- Датчики на систему отопления
Татьяна Дорофеева |
«С началом отопительного сезона осенью 2016 года собственники многоквартирных домов, имеющие узлы учёта тепла, будут обязаны усовершенствовать свои системы, - объясняет Татьяна Дорофеева, генеральный директор ООО «Полёт новых технологий». - Согласно принятым правилам, узлы учёта нужно оборудовать датчиками, которые будут показывать температуру подаваемой горячей воды. Такие системы ресурсоснабжающие компании будут принимать к коммерческому учёту. Новшество позволит полноценно осуществлять контроль за теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями, обеспечит надёжное теплоснабжение потребителей в отопительный период.
Не только тепловики будут контролировать расход потреблённого тепла и горячей воды, но и потребители вправе требовать поставки горячей воды той температуры, которая указана в договоре. Жильцы не будут переплачивать за излишне горячую воду или испытывать дискомфорт при поступлении в квартиры воды прохладной.
Впереди есть несколько месяцев, чтобы основательно подготовиться к предстоящему сезону. Необходимо модернизировать узлы учёта тепла по новым требованиям или задуматься о расходе теплоэнергии в своём доме. Владельцы, которые успели оборудовать общедомовые приборы учёта, утверждают, что уже в первый отопительный сезон затраты окупаются. Кроме того, вы можете наладить авторегулировку, в зависимости от погоды за окном, и экономить».