Проникновение Sim-карт в стране варьируется в пределах 150-200%, то есть у каждого абонента уже несколько устройств могут звонить и выходить в мобильный Интернет. Дальше отрасли расти некуда. Корреспондент omsk.aif.ru разбирался в тенденциях мобильной связи.
«По нашим оценкам, по состоянию на конец 3 квартала 2016 года проникновение сотовой связи, например, в Омской области составило около 170%. Абонентская база растет, в основном, за счет абонентов мобильной передачи данных, - говорит Алексей Тырков, старший консультант J’son & Partners Consulting. – С развитием мобильного Интернета набирают популярность пакетные тарифные планы с включенными минутами разговоров, Интернет трафиком и SMS-сообщениями. В 2017 году в России продолжат снижаться доходы сотовых операторов от голосовых услуг, при этом компенсируясь ростом доходов от мобильной передачи данных».
Эксперты отмечают, что в связи с приближением рынка к стадии насыщения, ужесточением конкурентной борьбы, а также сложной макроэкономической ситуацией в стране, мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов. Так в 2017 году мобильные компании продолжат развивать рынок M2M (общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом. – Ред.), мобильную коммерцию, решения на основе Big Data (больших данных. – Ред. ) и ряд конвергентных услуг. Проще говоря, тенденцией последнего времени можно считать не только усиление позиций пакетных тарифов, но и объединение в один договор мобильного телефона, домашнего Интернета и даже цифрового телевидения.
Набирают популярность пакетные тарифные планы с включенными минутами разговоров, Интернет трафиком и SMS-сообщениями.
«С точки зрения тарифов сегмента B2C (массового рынка) ожидается сохранение тренда на развитие пакетов конвергентных услуг, в том числе в рамках сотрудничества с ШПД (проводной интернет) и ТВ-операторами. Как показывает практика, подобные пакеты позволяют эффективно сократить показатель «чистого» оттока абонентской базы (и связанные с восполнением этого оттока коммерческие расходы – комиссии дилерам, рекламу и т.п.). В целом же рынок останется под давлением в виду продолжающегося ужесточения и сложной экономической конъюнктуры», - уверен Тимур Нигматуллин, финансового аналитика ГК «Финам».
Смартфон мотивирует потреблять трафик
Мы опросили представителей мобильной отрасли, и они рассказали, на какие услуги и тенденции рынка они возлагают наибольшие надежды. В частности, Артемий Пономарев, руководитель направления «Смартфон» департамента продуктов Yota, отметил, что в этом году продолжится рост интернет-социализации:
«Будут появляться новые социальные сети, мессенджеры, приложения для онлайн-контактов. Стоит отметить и такие направления как VR (Виртуальная реальность. – Ред.) и дополненную реальность, которые сейчас находятся в начальной стадии развития. В этом году они будут активно развиваться, проникая в разные сферы рынка».
По словам игрока рынка, чтобы наращивать выручку компаниям необходимо активно работать с текущими клиентами, предлагая им новые дополнительные сервисы и контент. Частично пользователи сами еще не готовы к этому. Например, мобильные платежи пока развиваются только в крупных мегаполисах.
Согласен с коллегой и Антон Шипилов, и.о. территориального управляющего Билайн в Омске, который также напирает на то, что главным локомотивом услуг компаний мобильной связи становится передача данных.
«С каждым годом растет потребление мобильного трафика, увеличивается число клиентов со смартфонами. Что в свою очередь увеличивает использование мобильных приложений, а, следовательно, возрастает число сервисов, осуществляемых с их помощью. Всё больше действий переходит в смартфоны: заказ такси, оплата счетов, покупка музыки и так далее», - отмечает руководитель.
В пресс-службе МТС и вовсе амбициозно заявили о том, что мобильный Интернет уже сейчас может составить конкуренцию проводному, а зачастую служит единственным способом выйти в сеть, там, где проводного Интернета нет вовсе.
С каждым годом растет потребление мобильного трафика, увеличивается число клиентов со смартфонами.
Еще одной тенденцией рынка в компании называют рост популярности финансовых сервисов, которые объединяют в одном месте все платежные инструменты – счет электронного кошелька, лицевой счет абонента, банковские. Ежемесячный рост числа пользователей такой услуги у оператора составляет порядка 20%.
Соцсети в пакете
О приоритете пакетных тарифов для клиентов рассуждает Максим Соловьев, коммерческий директор филиала Tele2 в Омской области:
«В 2016 году пакетные тарифы с включенным объемом интернет-трафика выбрали более 70% новых абонентов оператора. В 2017 году, также, как и в прошлом, на рынке будут появляться новые интересные продуктовые предложения, направленные на рост потребления мобильного Интернета. Так, например, на ряде тарифов компаний за абонентскую плату клиенты получают не только определенный объем минут, Гб и SMS, но и безлимитный доступ к социальным сетям Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также интернет-мессенджерам и музыкальным сервисам».
В «МегаФоне» отмечают, что россиян у кого ещё нет мобильного телефона или смартфона, практически не осталось, а у многих абонентов 2-3 и даже больше номеров (для планшета, для USB-модема и т.д.).
«Это приводит к тому, что каждый новый подключаемый абонент не приносит столько же выручки, как это было раньше. К примеру, в 2014 году рынок по стране в целом прибавил около 30 млрд рублей или 4%, в 2015-м – только 0,2%. Скоро операторы подведут итоги 2016 года, и вероятнее всего мы увидим, что рынок мобильной связи в России покажет отрицательную динамику. В этом нет ничего удивительного. Европейские телеком-операторы тоже столкнулись с подобной ситуацией, и единственный способ расти дальше – это выходить на смежные или квази-телекоммуникационные рынки. Например, рынок банковских транзакций, дополнительные мультимедийные сервисы. Они формируют у абонента дополнительную ценность от использования услуг связи», - отмечают специалисты.
Соблюсти баланс
Представители оператора замечают, что участники рынка вынуждены жить в новой реальности и балансировать между падающими доходами из-за удешевления услуг и растущими расходами на модернизацию.
У МНОГИХ АБОНЕНТОВ 2-3 И ДАЖЕ БОЛЬШЕ НОМЕРОВ.
«Объективный фактор состоит в том, что с 2014 года мы живем в условиях совершенно разнонаправленных тенденций. С одной стороны, до этого момента услуги связи в России постоянно дешевели, т.к. была острейшая борьба за конкурента. И в итоге мы дошли до того, что сегодня тарифы в России одни из самых низких в мире, впереди только Иран и Пакистан. С другой стороны игроки рынка должны закупать оборудование за рубежом, т.к. в России оно не производится. С изменением курса национальной валюты строить и модернизировать сеть для нас стало в 2 раза дороже. Очевидно, что отрасли нужно будет найти баланс между расходами на сеть и поддержанием того высокого уровня качества связи, к которому привыкли все мы», - заявили в пресс-службе мобильной компании.