aif.ru counter
671

Дешевле на маршрутке. Почему повышается стоимость проезда на автобусах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ в Омске 04/02/2015
Теперь частники будут вынуждены понизить стоимость проезда.
Теперь частники будут вынуждены понизить стоимость проезда. © / Александра Горбунова / АиФ

Вопрос стоимости проезда сейчас – один из самых актуальных и обсуждаемых. На прошлой неделе Омский областной суд удовлетворил требование прокуратуры и признал недействительным приказ региональной энергетической комиссии от 10.09.2014 № 117/45 «Об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров в автобусах малого и особого малого класса в городском сообщении». С вступлением решения суда в силу законным автоматически становится приказ РЭК от 10.01.2013 №1/1. Если решение суда не обжалуют, то, вероятно, мы снова будем ездить в маршрутках по 18 рублей.

Ушли и не вернулись

Получается, что город снова возвращается к ситуации, когда цена билета одинаковая и в городском, и в частном транспорте. В прошлом году она привела к тому, что часть пассажиров из автобусов и троллейбусов пересела в маршрутки. А когда разница в 2 рубля появилась снова, омичей в муниципальном транспорте не прибавилось.

«Мы провели экономический анализ и не увидели большого притока людей с октября прошлого года – пассажиропоток сложился. И при очередном выравнивании тарифа не будет больших изменений, – считает Виталий Маслик, директор департамента транспорта администрации Омска. – Не все люди предпочитают маршрутки. Сами посудите, зашли, сели, за вами ещё человек десять «стоя» зашло, а выйти будет уже очень сложно. А если стоите, то вам не видно остановок».

Но транспорт частников – не только автобусы малой вместимости, но и средней. Льготников и обладателей проездных уже возят частные перевозчики и получают компенсацию. При этом кондукторы в них пользуются теми же терминалами, что и на муниципальных автобусах. Значит, пассажиры уходят не только в маршрутки, но и в такие автобусы.

Специалисты департамента транспорта произвели расчёты, согласно которым проездной тариф с 1 апреля должен повыситься до 20 рублей. Тогда так называемый кассовый разрыв, который нужно компенсировать из бюджета, составит 220 млн рублей, а вот если стоимость проезда останется на прежнем уровне, то будет не хватать уже 361 млн рублей.

На данный момент в Екатеринбурге билет на автобус стоит 23 рубля, электротранспорт – 23 рубля, маршрутное такси – 23 рубля, Нижнем Новгороде – 20, 16 и 20 рублей соответственно, Казани и Самаре – 20, 20 и 20 рублей, Красноярске – 19, 16 и 19 рублей.

«Не нужно обвинять транспортников в том, что они поднимают тарифы, – считает Маслик. – На самом деле это вынужденная мера. Перевозчики не заинтересованы в росте цен на билеты, они заинтересованы в компенсациях за перевезённых пассажиров. Если будет принято решение о стоимости поездки в 10 рублей, то перевозчик будет возить без проблем, но возникнет вопрос по компенсации, ведь денег в бюджете нет».

100%-ный износ

Средняя себестоимость по всем муниципальным автопаркам сейчас составляет 22 рубля – уже с учётом того, что за счёт оптимизации пассажирских предприятий её удалось  снизить на 1,18-1,4 рубля (колеблется в разных парках). За два года были объединены несколько пассажирских предприятий, освобождены здания. Из транспортных предприятий города ушли более 1 500 человек, в том числе и в рамках сокращений. Однако «ужаться» можно не везде. Так, расход топлива в автобусах существенно снизить невозможно. Есть и нормы, например, в тех же боксах должна поддерживаться определённая температура, а значит топить меньше не получится.

Из того, что городским транспортным предприятиям удаётся заработать, 52% уходит на зарплату, которая не индексируется уже два года. Средняя зарплата у водителя – 26 800 рублей, кондуктора – 13 000 рублей, ремонтника – 16 000 рублей, вспомогательного работника – 11 000 рублей. Ещё 22,5 % – это топливо, от роста цен на которое в первую очередь зависит экономика транспортных предприятий. По словам Маслика, до октября стоимость топлива повысилась на 12,5%, а с ноября предприятия перешли на зимний вид топлива – это ещё дополнительно 16%. В результате все предприятия несут дополнительные затраты в 6,6 млн рублей ежемесячно. Существенно выросли цены и на запчасти иностранного производства: сказались скачки на валютном рынке. По этой же причине в город приостановили поставку десяти новых автобусов, хотя власти уже готовы были приобрести их в лизинг.

А в обновлении муниципального парка Омск очень нуждается. Насчитывает он 1 039 машин: 782 автобуса, 106 из которых – сочленённые (в нашем понимании «гармошки»), 90 трамваев, 167 троллейбусов. Износ по категории автобусов – 94,4%, а сочленённых и вовсе 100% (все они 1996-1997 годов выпуска), троллейбусов – 91,9% и трамваев – 92,4%. В этой ситуации вряд ли можно рассчитывать на то, что стоимость проезда останется на прежнем уровне, тем более – понизится.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах