Безопасная дорога. Проектировщики трудятся над её улучшением
Только начни кто-нибудь сейчас произносить детскую считалку про «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…», всегда найдётся человек, который тут же продолжит: «…ехал поезд запоздалый».
На самом деле уже давно поезда у нас в стране отнюдь не запоздалые - технологии меняются, всё больше в управлении дорогами современных «умных» автоматизированных систем. А вот помогают «поумнеть» железной дороге люди, в том числе наши с вами земляки, сотрудники «Омскжелдорпроекта». Этот институт, созданный 76 лет назад как «Дорпроект» при омском отделении дороги, сегодня входит в структуру «Росжелдорпроект» в качестве обособленного структурного подразделения института «Гипротранссигналсвязь». Здесь десятки лет работают на свою родную «железку». Специалисты института выполняют проекты «начинки» для станций и собственно строительства, ведь любая станция - это сложный инфраструктурный объект.
Впрочем, пусть лучше о своей работе нам расскажут сотрудники института.
Больше всех
Самым многочисленным подразделением в институте уже много лет является отдел автоматики, телемеханики и связи. Сегодня здесь трудится 73 из 180 сотрудников предприятия. Игорь Аникин, и. о. начальника отдела, рассказывает, что в этом году, в основном, сотрудники работали над проектами реконструкции Восточного полигона, который включает в себя Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Многие станции необходимо реконструировать, обновлять системы централизации, а на перегонах строить вторые пути. А так как «Омскжелдорпроект» уже давно и прочно занимает лидирующее положение по части проектирования устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), неудивительно, что отдел Аникина здесь задействован.
Планы на 2015-й год у отдела связаны всё с тем же Восточным полигоном - так как программа развития магистрали расписана до 2025 года, работы точно хватит на всех проектировщиков. Тем более, что впереди реконструкция станции Комсомольск-на-Амуре: она и сейчас одна из самых крупных в восточном регионе, а станет ещё больше.
«Это задание правительства России и ОАО «РЖД», - резюмирует Игорь Викторович. - Поэтому практически еженедельно проходят совещания институтов «Росжелдорпроекта» с участием ОАО «РЖД». Очень ответственная работа».
Первопроходцы
Впрочем, сказать, что здесь, в институте, у кого-то работа «безответственная» - язык не повернётся. Вот, к примеру, отдел инженерных изысканий: ребята фактически являются первопроходцами для любого проекта.
«Летом у нас отпусков не бывает, - рассказывает Константин Семашкин, начальник отдела инженерных изысканий, - потому что для нас это самый горячий сезон. Понятно, что в сильные холода и дожди мы не можем работать - аппаратура не выдерживает. Поэтому летом каждый день дорог».
Изыскатели для проектировщиков - люди очень важные и нужные: они исследуют местность, где будет вестись строительство, определяют качество грунта, наличие подземных вод и т. д. Опираясь на эти данные, а также исследования грунтов (они производятся уже в лаборатории института), проектировщики выполняют проект заказанного объекта.
«Получается, что мы первыми вступаем в работу, - продолжает Константин Владимирович, - и, конечно, нас все торопят, ведь у каждого сроки. Поэтому предварительные результаты исследований коллегам мы стараемся выдать как можно раньше. Впоследствии они, конечно, могут корректироваться, но не кардинально».
Кстати, сейчас все объекты железной дороги относятся к повышенному уровню ответственности. Это значит, что нарушение их работы может повлечь за собой серьёзный экономический или экологический ущерб. В связи с этим в последние годы ужесточились требования к проектированию и изысканиям.
«При реконструкции какого-то участка, например, в первую очередь требуется очень тщательная, кропотливая съёмка местности, - говорит начальник отдела. - А так как все знают, что у нас в институте и аппаратура хорошая, и специалисты высококлассные, то нам такие задания и поручают выполнять».
Кстати, чтобы стать специалистом в этой сфере, одного профильного образования мало: если ты, к примеру, геолог или геодезист, тебе ещё нужна практика «в полях», чтобы было понятно, что именно нужно для железной дороги. Всё это приобретается с опытом, поэтому профессионалов здесь, как говорится, холят и лелеют. В том числе поощряя различными льготами от профкома. Но об этом нам расскажет уже другой человек.
Про людей
Разговор с Еленой Терешина, ведущим инженером отдела комплексного проектирования, начался с вопроса, чем занимаются проектировщики кроме работы.
«У сидящих рядом специалистов на столах кроме компьютеров почти ничего нет, а у Вас так много папок с бумагами. Это специфика работы?», - спрашивает журналист. Девушка улыбается и объясняет, что практически все эти папки касаются не производства, а общественной, но от этого не менее важной работы - профсоюзной. Так как в профсоюзе института состоит 140 человек, то председатель избирается на 2,5 года. Терешиной уже во второй раз коллеги доверяют эту должность. Елена честно признаётся, что общественная работа хлопотная и занимает много времени, но даёт главное - моральное удовлетворение.
«Люди у нас очень отзывчивые и инициативные. Вот, к примеру, нынче ребята решили, что надо помочь беженцам с Украины, пришли ко мне с этой идеей. Я клич кинула, так чуть ли не весь кабинет был сумками с вещами заставлен. Потом мы на институтской машине отвезли собранное беженцам, размещённым в пионерском лагере. Или другой пример: ветеранов собирали на 9 Мая, а наши парни объединились, один на губной гармошке играет, другой на гитаре, и прошли по всем отделам, поздравили. И пожилым, и молодым это очень понравилось».
Когда Елена рассказала нам о льготных путёвках на оздоровление взрослых и детей, это было просто и понятно - во многих организациях есть. Но когда начала подсчёт многочисленных спортивных соревнований, турниров по пейнтболу, коллективных выездов на природу, поведала о команде волейбольных болельщиков, - стало ясно, что речь идёт об очень дружном и сплочённом коллективе.
«Конечно, - ставя точку в нашем разговоре, как будто завершая очередной проект, подтвердила председатель профкома, - без поддержки сотрудников даже всем профкомом мы бы такие проекты не осилили. Коллектив у нас очень хороший, ещё и поэтому в нашем институте люди десятилетиями работают: не хотят расставаться. Зарплата - это важно, но гораздо важней человеческие отношения. А это у нас есть».