Примерное время чтения: 16 минут
264

Будет ли экономия: установка приборов учёта в новых условиях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Омске 17/07/2013
Фото Максима Кармаева

Время «икс», наступившее для россиян 1 июля, в Омской области почти совпало с введением новых временных тарифов на коммунальные услуги индивидуального и общедомового потребления.

Эти вопросы в пресс-центре «АиФ в Омске» обсудили представители горадминистрации, ресурсоснабжающих компаний и независимые эксперты.

  • АлександрАнаньев, начальник инспекции водных ресурсов ОАО «ОмскВодоканал»;
  • Дмитрий Ващишин, начальник управления экономического анализа и тарифной политики департамента городской экономической политики;
  • ВладиславДегтярев, директор ООО «Приборы учета воды»;
  • ТатьянаДорофеева, директор ООО «Полет новых технологий»;
  • СергейЕвдокимов, начальник отдела энергетики и инженерной инфраструктуры департамента городского хозяйства администрации г. Омска;
  • АйнурКуандыкова, начальник отдела приборов тепловой энергии УПТ ЭЮЛ СП «Теплоэнергосбыт» Омского филиала «ТГК-11»;
  • АлександрЛихачёв, юрист в сфере ЖКХ, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ; •
  • ЕленаПетрова, руководитель пресс-службы ОАО «ОмскВодоканал».

omsk.aif.ru: – Сегодня федеральный центр говорит о том, что не более 40% россиян установили приборы учёта и что оставшиеся должны успеть сделать это до 1 января 2015 года.

 

Дегтярёв: – Не успеют – ведь и имеющееся количество набралось за 10 лет. Но следует помнить, что речь идёт о частной собственности – если желания нет, то заставить невозможно.

omsk.aif.ru: – А госучреждения – школы, больницы? Какова ситуация с ними?

Ващинин: – Обязательность такой работы была установлена федеральным законодательством, и на сегодняшний день в Омске школы, больницы, детские сады – все муниципальные объекты на 100% оборудованы приборами учета. Иная ситуация в почтовых отделениях, но эта организация имеет федеральное подчинение (зачастую филиалы расположены в съёмных помещениях).

Евдокимов: – Сегодня мы совместно с департаментом жилищной политики и департаментом имущественных отношений реализуем программу установки приборов учёта горячей и холодной воды в муниципальных квартирах. Был проведен аукцион, есть контракт на установку счетчиков в 300 квартир. Сейчас составляется документация на второй контракт – речь идет о 500 квартирах. Оба проекта будут завершены до конца года. Если вдруг читатели вашей газеты являются нанимателями такого жилья, но по какой-то причине они не попали в программу, просим обращаться к нам, в департамент городского хозяйства. Опыт это для нас новый, но уже планируем продолжить такую работу в 2014 году.

Куандыкова: – Ситуация действительно больше касается физических лиц. И несмотря на то, что в омском регионе вопрос по установке приборов учета освещается очень подробно с привлечением самых разных каналов связи, со ссылками на нормативные документы, общим итогом можно отметить недостаточную активность населения.

Ващинин: – Разъяснения размещаются в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации, работает горячая линия, рассылаются официальные ответы на запросы граждан.

Петрова: – Об этом заботятся не только органы власти, но и сами поставщики услуг – обратная сторона квитанции, которую получает каждый потребитель лично, содержит максимально полные сведения.

omsk.aif.ru: – А не получится ли как с приватизацией жилья, когда мы все наблюдали многократное продление сроков?

Евдокимов: – Нет, ведь 1 июля наступило, а никакого продления на установку приборов учёта не последовало.

omsk.aif.ru: – Существует категория граждан, относящихся к так называемым злостным неплательщикам. Вряд ли они озаботятся установкой приборов учета. Не могут ли их из-за этого выселить из квартир?

 

Дегтярев: – Нет, это совершенно не связанные друг с другом вещи; установка приборов учёта – это личное право каждого. Возможно, к увеличению активности установки могут побудить повышающие коэффициенты. Ведь существует ещё один момент – приобретение, установка и пломбировка счетчиков стоит немалых денег. Но сегодня это решаемо – существуют и скидки, и рассрочка, и специальные акции.

omsk.aif.ru: – Только что РЭК пересмотрела тарифы на нормативы потребления, однако с началом отопительного сезона обещает их пересмотреть по другой системе расчета – вместо расчетного метода будет использован аналоговый. Насколько это логично?

Лихачев: – Это правильное решение, я сам входил в рабочую группу, и мы отстаивали именно такой подход. Логичным было бы распространить новый норматив, размер которого снизился для разных домов от двух до пяти раз, на период с 1 сентября прошлого года. Решение суда – а именно там мы отстояли права потребителей – предполагает возврат денег потребителю за весь прошедший период (речь идет только об ОДН), однако в этой ситуации пострадавшими стали уже и «Водоканал» и ТГК-11.

Почему же нормативы являются временными? Здесь как раз все очень точно и верно – согласно правил подсчета любых нормативов по коммунальным услугам, утвержденных Правительством РФ 23 мая 2006 в последней редакции от 16 апреля 2013 года (постановление 306), указано, что формула, по которой рассчитывается поквартирное потребление и ОДН на холодную и горячую воду, может быть применена только в отопительный период. А в Омске он начинается около первого октября. Однако на заседании министр экономики Омской области Александр Триппель отметил, что температурные показания месяца одного года могут резко отличаться от показаний предшествующих лет. Поэтому было принято решение, что показания будут сниматься для назначения новых нормативов за три месяца – октябрь, ноябрь, декабрь. Затем комиссия сравнит вновь принятые нормативы и нормативы, рассчитанные аналоговым методом; если разница будет очень большой, то состоится очередное заседание комиссии по разработке новых нормативов аналоговым методом. Если разница будет незначительной, то, поскольку до 2015 года времени остается мало и не стоит лишний раз будоражить население, никакой перерасчёт производиться не будет.

Задолго до 8 июля мы проводили свое анкетирование населения на установку объективных цифр водопотребления, и в среднем они оказались на 25% ниже заявленных нормативов. Хотя я и допускаю, что, поскольку цель опроса не скрывалась, некоторые граждане могли слукавить и назвать более низкие цифры. Отмечу, что в сопоставлении с этими данными новые нормативы выглядят приемлемо. Кроме того, из квитанций «Водоканала» теперь исключат площадь чердаков и подвалов, оставив только подъезды, – значит, омичи будут платить меньше.

Дегтярев: – У меня есть предложение к экспертной группе – когда вы приступите к расчетам аналоговым методам, просьба брать за среднее не новые дома улучшенной планировки, а обычные – без больших газонов, катков и прочего… но с установленными как общедомовыми, так и поквартирными счётчиками, и сопоставить цифры их показаний.

Лихачев: – Мы так и делали, обратившись к управляющим компаниям города, на обслуживании которых стоят абсолютно разные группы домов по своим характеристикам. Ведь новый виток страстей следует ожидать именно отсюда – низкая дифференциация жилого фонда. Омская РЭК делит дома всего на пять типов, а в Хабаровском крае таких позиций насчитали больше 20-ти. Нужно учитывать возраст дома, наличие капремонта, хотя бы вспомнить об общежитиях. Осенью при аналоговом расчёте мы обязательно это учтем.

omsk.aif.ru: – То есть решение РЭК имеет принципиальный для граждан момент – довольно долго мы платили по завышенным нормативам, и теперь нам должны вернуть деньги – как и в каком порядке это будет происходить?

Петрова: – Пока мы не знаем, как будет происходить перерасчёт – в приказе РЭК, устанавливающим новые нормативы, не указано, что его действие распространяется на период с 1 сентября 2012 года…

Лихачев: – Я вас перебью. Если вы (ОАО «ОмскВодоКанал» - Ред.) в июле не сделаете перерасчет, мы обратимся к людям с призывом не платить за воду, я научу людей делать это, пока не вернут деньги. В соответствии с ГК РФ, статья 406. А статья 310 гражданско-процессуального кодекса гласит о необходимости выполнения решения суда немедленно, с момента вступления его в силу. Ситуация получается такая же, как с взиманием платы за чердаки и подвалы – вы просили разъяснения у Марченко (председатель РЭК – Ред.), а ТГК-11 и МПТК тем временем все понимали.

Петрова: – Вы же не будет возражать, что в приказе не отражено его распространение на предшествующий период?

Лихачев: – Верно, но перерасчёт должен быть из-за решения суда, а не приказа.

Петрова: – Перерасчёт будет, и он будет централизованным – каждому не придется ходить с заявлением. Однако на сегодняшний день тот же суд отменил все нормативы.

Лихачев: – Есть две вещи: решение суда, признавшее старые нормативы незаконными – значит, надо вернуть деньги. А приказ говорит о том, как платить с 18 июля. А с сентября прошлого года вы должны рассчитывать население по нулевым нормативам, раз они не установлены.

omsk.aif.ru: – Итак, потребители понимают, что им должны вернуть деньги. В случае каких-то заминок между населением и «Водоканалом» может ли вмешаться администрация – с какими-то разъяснениями, комментариями, вмешаться в такой конфликт?

Ващинин: – Есть РЭК и её решения. Мы можем только разъяснять.

omsk.aif.ru: – Но теперь всем понятно, что РЭК было принято неверное решение – это признано решением суда. Есть вероятность, что любое другое решение, установка норматива будут восприняты населением в штыки и с недоверием. А могут ли решения РЭК опротестовать ресурсоснабжающие организации?

Куандыкова: – Как верно заметили коллеги из администрации города, РЭК на сегодняшний день – уполномоченный орган по установке нормативов. Существуют определенные расчётные схемы, согласно которым происходит выведение итоговых цифр. Соответственно, ставить вопрос «соглашаться или не соглашаться» - некорректно. Хотя мы имеем право обратиться в РЭК за разъяснениями, чтобы, в свою очередь, представить их потребителям.

Дегтярев: – А перед принятием нормативов в сентябре 2012 года РЭК запрашивала какие-то данные у ресурсоснабжающих компаний?

Ананьев: – На момент сентября 2012 года у нас элементарно было недостаточно общедомовых приборов учета для расчёта аналоговым методом.

Лихачев: – Основные ошибки РЭК при установлении нормативов сентября прошлого года суд тоже установил. Во-первых, они не позвали минстрой и департамент городского хозяйства с их данными и мониторингом. Также не было ни одного представителя от управляющих компаний, а запросы послали только девяти из 82-х. Село с их сотней управляющих компаний вообще не спросили. А из ресурсоснабжающих компаний выбрали только «Водоканал». А выборка домов поражает всякое воображение – дома с медучреждениями на первых этажах или объекты так называемой «Канадской деревни», где проект предусматривает наличие в доме двух посудомоечных машин.

omsk.aif.ru: – Есть поквартирные счетчики и нормативы ОДН. Зачем тогда нужны общедомовые приборы учета, если простой арифметикой вычисляется потребление дома?

Дегтярев: – Во-первых, не все подают сведения, во-вторых, есть проблема утечек, износа труб – в этом случае прибор учёта ОДН необходим как контрольный, показывающий ещё и качество энергоснабжающей системы в целом.

Дорофеева: – Сами жители могут принять решение, что, кроме установленного норматива, у них будут какие-то дополнительные затраты. Самые очевидные примеры – газоны летом и катки зимой. Вообще же разница между показателями прибора ОДН и суммой поквартирных расходов должна быть минимальна. Поэтому сами жители заинтересованы в установке приборов учета ОДН.

omsk.aif.ru: – То есть тотальное несовпадение показывает либо утечку, либо нежелание кого-то платить по показаниям счетчика? Есть предположение, что приборы учета ОДН помогут выявить нелегальных квартирантов.

Дегтярев: – Приборы учёта ОДН позволяют выявить тех, за кого вынуждены платить остальные – то есть общедомового иждивенца. Или несанкционированный слив воды слесарями, которые порой выполняют заявку не через УК, а напрямую с жильцом. Фактически это уже обман УК и соседей.

Дорофеева: – Проблемы с установкой общедомовых приборов учёта есть как раз в так называемых проблемных домах – где в подвале сплошные протечки. Поэтому перед тем, как здесь монтировать целый узел, необходимо устранить имеющиеся неисправности – но это уже вопросы к УК. Поэтому сегодня борьба за установку таких приборов – это борьба с обманом.

omsk.aif.ru: – А за установку общедомовых приборов учета отвечают сами жители, ТСЖ или УК? За кем остается право выбора?

Дорофеева: – Последнее слово всегда остается за собственниками. Наиболее популярная схема – когда УК выполняет свои прямые функции – нанимает монтажную организацию.

omsk.aif.ru: – Почему нельзя установить своими силами? Или силами УК?

Дорофеева: – Почему же нельзя – можно. Только установка современного прибора учёта требует не только разводного ключа, но и настройки, гарантийного обслуживания, поверки. Само по себе недешёвое удовольствие может стать ещё дороже при обращении к непрофессионалам. Поэтому сегодня крупные монтажные организации также берут на себя обслуживание установленного оборудования. Особенно это касается теплосчётчиков – установленные в подвале приборы на сегодняшний день представляют собой высокотехнологичные узлы, способные не только считать калории, то и регулировать подачу тепла в доме.

Дегтярёв: – Мы берем на себя обязательства не только по физической установке приборов, но и сдачу регистрирующим организациям – в первую очередь, «Водоканалу» и ТГК-11.

omsk.aif.ru: – А вы занимаетесь установкой квартирных счётчиков?

Дорофеева: – Безусловно. Однако здесь происходит то же самое – в стремлении сэкономить жители, не имея ни специальных знаний, ни опыта, пытаются самостоятельно приобрести счётчики. И, конечно, просчитываются, не угадав с размерами – это самая распространенная ошибка.

Дегтярев: – И даже если повезет, и вы купите подходящий вам счетчик, он может оказаться очень низкого качества. Монтажные же организации работают с проверенными поставщиками и марками – это страны Западной Европы, в последние годы к ним присоединись и отечественные марки. А некачественный счётчик может ударить по вашему карману не только завышенными показаниями или частым ремонтом, но и потребовать полной замены.

Дорофеева: – Цена вопроса – конечно, ключевой показатель для любого жителя. Но сэкономить на качестве невозможно. У нашей компании сегодня на обслуживании 80 объектов – это действительно много. Однако каждый прибор у нас находится под постоянным вниманием. И когда к нам приходят наши потенциальные клиенты – жители домов, которые только собираются поставить у себя прибор учёта, мы предлагаем посмотреть на уже готовые узлы. Обслуживание – составная часть наших услуг. Я бы порекомендовала с опаской относиться как раз к тем организациям, которые ограничиваются только монтажом, не принимая на себя последующих обязательств.

omsk.aif.ru: – Со счетчиками воды, газа и света все понятно, даже если граждане их не ставят. Сравнительно недавно в квартирах стали появляться теплосчётчики – насколько это целесообразно и эффективно? Разве в этом случае недостаточно общедомового?

Дорофеева: – Да, действительно, теплосчётчики только набирают свою популярность, но те, кто поставил их в своих квартирах, отзываются только положительно. Ваш личный теплосчётчик может стать весомым аргументом в споре «у всех тепло, а у меня холодно» или «в двух комнатах тепло, а третья – ледяная», поскольку он фиксирует только то тепло, которое приходит именно в вашу квартиру. Как и установка любого другого прибора учета, установка теплосчётчика может повлечь за собой ряд мер – утепление межпанельных швов, замену труб центрального отопления или их промывку.

Дегтярев: – Ну и, разумеется, как любой другой счетчик, ваш теплосчётчик сэкономит ваши деньги, позволив вам непосредственно влиять на температурный режим. Есть и второй момент – не просто «выгодно-невыгодно», а для элементарного понимания – за что вы платите деньги.

Куандыкова: – Прибор учёта – это прежде всего средство учета, а не средство экономии. Именно поэтому сегодня в обязательном порядке теплосчётчики устанавливаются в квартирах во всех новых домах. Расчёты для хозяев таких квартир становятся более прозрачными.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах