Примерное время чтения: 10 минут
13098

Расчёт за ОДН переходит на новые рельсы

Придётся привыкать к новым рассчётам.
Придётся привыкать к новым рассчётам. Shutterstock.com

Рассчётная статья переходит из коммунальных услуг в жилищные, и её оплата будет производиться по квитанциям управляющих компаний.

Как платим?

Прежде всего, отметим, что от данного нововведения не в восторге ни жители, ни обслуживающие организации. И это легко объяснимо. За пять лет, прошедшие с момента введения понятия ОДН, механизм работы в этом плане был уже в значительной степени отлажен. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании вели активную разъяснительную работу, призванную обеспечить порядок на домах с начислениями по ОДН и минимизировать затраты.

Намеченное было в основном реализовано — сегодня осталось не так много домов, где собственники не взяли под контроль ситуацию с ОДН. По всем видам коммунальных ресурсов, расходуемых на общее имущество дома,  в большинстве многоэтажек установлены общедомовые приборы учёта. Жители стараются по возможности своевременно передавать показания индивидуальных счётчиков в ресурсоснабжающие организации. В итоге из  цифр общедомового потребления вычитались показания квартирных счётчиков и значения норматива для помещений, не оснащённых приборами учёта. Получившиеся в результате этих вычислений показатели ОДН распределялись между потребителями пропорционально размеру общей площади квартир. В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, для расчёта общедомовых нужд применялись утверждённые нормативы. Чтобы стимулировать потребителей к установке приборов учета, были утверждены повышающие коэффициенты, увеличивающие норматив потребления  коммунальных услуг. Для домов с общедомовыми счётчиками характерна следующая ситуация: чем выше коэффициент, тем больший объём коммунального ресурса предъявляется к оплате к собственникам, чьи квартиры не оснащены приборами учёта. Следовательно, уменьшается объём ресурса на ОДН в целом.  

Считаем по-новому

С начала следующего года ситуация поменяется коренным образом. Услуга перейдёт в квитанцию УК и ТСЖ. Причём начисления будут производиться в размере утверждённых нормативов. Понятно, что рассчитанные таким образом суммы всегда будут выше начислений по фактическим показаниям счётчиков. Нет ничего удивительного, что, узнав об этих переменах, жители сетуют: для чего нужно было нести расходы, устанавливать приборы учёта, выстраивать систему обращений с ОДН?

«У нас в доме поставлены все общедомовые приборы учёта, ОДН сведены к минимуму, - говорит старшая по дому Лукашевича, 11 А Валентина Круглова. - К тому же, в 354 постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг» есть пункт, говорящий о том, что потребитель вправе рассчитываться непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. На мой взгляд, мы должны рассчитываться напрямую, а появление любого посредника — это только удорожание услуги».

«Это несправедливый порядок, - соглашается Тамара Злобина, уполномоченный представитель собственников дома по ул. Дианова, 18/1. - Мы для того и уходили на непосредственное управление, чтобы все долги каждый платил сам за себя. А сейчас получится, что из-за долгов по коммунальным платежам мы просто останемся без текущего ремонта! Есть ресурсоснабжающие организации, пусть они этим и занимаются».

Однако вся работа по минимизации ОДН не была бесполезной, и её стоит продолжать. Начисленные собственникам по нормативу суммы управляющая компания будет собирать с жителей и передавать поставщикам ресурсов. Но кроме этого есть ещё и сверхнормативное потребление — разница потребления между фактической и нормативной величиной, оплачивать которую будет управляющая компания.

Выгода есть

За счёт чего возникает эта разница? На неё влияют несколько факторов. Если говорить о домах «Левобережья», давно находящихся на обслуживании предприятия, потери ресурса за счёт протечек можно исключить сразу. Управляющая компания постоянно обменивается информацией с поставщиками ресурсов обо всех домах с такими сверхнормативными показателями. По всем этим домам составлены акты о техническом состоянии подвальных помещений и сетей в местах общего пользования. Эти документы подписаны уполномоченными представителями собственников, подтверждающими, что претензий и нарушений в этом плане нет. Однако кроме потерь ресурса есть и другие причины:

«Одна из них — это несвоевременная передача показаний индивидуальных приборов учёта, - комментирует генеральный директор ЗАО «УК «Левобережье» Олеся Воропаева. - Она должна производиться с 23 по 26 число каждого месяца. В нашей практике был дом, в котором по воде выставили сразу порядка 30 тысяч. Мы посмотрели и выяснили: только 25% жителей, у которых есть индивидуальные приборы учёта, передали показания. Поэтому очень многое зависит от своевременности передачи этих данных. На сайтах всех ресурсоснабжающих организаций предусмотрены личные кабинеты, где есть возможность отправить эту информацию в электронном виде, не выходя из дома.

Не все жители, имеющие счётчики, передают показания вовремя.

Второй момент: в квартире проживает, допустим, четыре человека, а воды потреблено 2 куба. Тогда как 2 куба — это норма потребления на одного человека. Возникает вопрос: где остальные шесть кубов? А ответ прост — магниты, с помощью которых «отматывают» счётчики, к сожалению, никто не отменял. То есть речь идёт о несанкционированном потреблении ресурса, по сути, о воровстве. За это вынуждены рассчитываться соседи. Это движение с магнитами имеет достаточно большой размах, мы отслеживаем это по квартирам, и там, где такие факты есть, они хорошо заметны».

При условии, что жители не прибегают к таким методам, обеспечить наиболее точные данные о потреблении и, как следствие, значительное снижение сверхнорматива можно за счёт максимального оснащения квартир индивидуальными приборами учёта. В конечном счёте, это позволит дому обеспечить экономию средств.

Почему сокращать сверхнормативное потребление выгодно и жителям, если оплачивать его всё равно будет управляющая компания? Размер платы УК прозрачен и экономически обоснован, никаких лишних денег в нём не заложено. Не рассчитаться с подрядными организациями, не выплатить зарплату или налоги обслуживающая организация не имеет права — нормы законодательства нарушать нельзя. И если из оставшихся средств вычесть ещё и неплатежи населения за места общего пользования, которые коммунальщики также будут взимать с УК, под угрозой окажется текущий ремонт и содержание домов. Наряду с этими опасениями, одним из невыясненных ключевых вопросов остаётся и то, в полном ли объёме исчезнут эти платежи из квитанций ресурсоснабжающих предприятий — до сих пор эти сомнения аргументированно никто не развеял. В этих условиях высокий процент неплатежей на первых порах после перехода более чем вероятен. В ближайшей перспективе такое положение вещей может привести к срыву выполнения текущего ремонта домов, в более отдалённой — к банкротству управляющих компаний. 

Проверяем счётчики

У некоторых омичей уже подходит срок поверки счётчиков. И тут у абонентов возникает масса вопросов.

Владислав Дегтярёв

«Раньше межповерочный интервал счётчика горячей воды составлял четыре года, а холодной – шесть лет, - комментирует Владислав Дегтярёв, директор ООО «Приборы учёта воды». – Сейчас выпускают универсальные приборы учёта с одинаковым интервалом поверки и для горячей, и для холодной воды - шесть лет. Наша компания перешла на закупку таких счётчиков, это огромный плюс для наших клиентов. На вопрос о том, можно ли поверить прибор учёта раньше срока, отвечу: с момента установки оборудования каждый потребитель лично несёт за него ответственность и сам решает, поверять ли ему счётчик. По моему мнению, на это должны быть веские причины. Например, человек засомневался в правильности показаний. Но надо учитывать, что за поверку должен платить тот, кто её заказывает. Однако в случае если прибор учёта не проходит госповерку и ещё на гарантии, вернуть потраченные деньги можно с завода-изготовителя либо с его уполномоченного представителя. Уведомлять

ресурсоснабжающую организацию о том, что прибор учёта прошёл поверку или был заменён, необходимо, и мы это делаем в обязательном порядке. Причём уведомить надо в течение трёх рабочих дней, иначе вас ждёт штраф.

Следует учесть, что менять прибор учёта нужно в рабочие дни, так как в выходные и праздники сотрудники всех компаний отдыхают - и сложно будет своевременно сообщать о замене или поверке счётчиков в ресурсоснабжающие организации.

Расчёт начисления пени

Ресурсоснабжающая организация впервые за годы работы начинает применять начисление пени как способ воздействия на должников. Это норма закреплена законодательно, поскольку государство считает её наиболее эффективной во взаимоотношениях поставщика с недобросовестными потребителями

В компании надеются, что эта мера повысит платёжную дисциплину омичей.

По данным поставщика воды, на 1 января этого года общая дебиторская задолженность потребителей составляла 663 млн руб. Через 10 месяцев эта сумма выросла на 15,5% и превысила 776 млн руб.

В числе злостных неплательщиков - городские управляющие компании и ТСЖ. Их совокупный долг - около 130 млн руб. МП  г. Омска «Тепловая компания» лидирует среди должников из числа юридических лиц - 50 млн руб. Жильцы многоквартирных и частных домов не оплатили услуги водоснабжения и водоотведения на сумму 570 млн

руб.

Ольга Смиковская

«До сих пор для взыскания задолженностей мы обращались в суд. По большинству неплательщиков из категории «население» (а это УК, ТСЖ и потребители, заключившие прямые договоры на поставку ресурса с компанией) есть судебные решения. Исполнительные листы передаются в службу судебных приставов или предъявляются к расчётным счетам УК, ТСЖ и потребителей. Теперь мы внедряем еще одну законную меру воздействия на недобросовестных потребителей: начисляем пени за просрочку платежа», - поясняет Ольга Смиковская, коммерческий директор ОАО «ОмскВодоканал».

Водоканал долго не внедрял подобные штрафные санкции в практику, хотя все остальные ресурсоснабжающие предприятия города уже вовсю пользуются этим инструментом. В декабре часть омичей получит квитанции за ноябрь уже с указанием пени. Таких лицевых счетов около 180 тысяч. В то же время предприятие даёт возможность должникам избежать штрафных санкций. Если абонент оплатит ноябрьскую квитанцию до 10 января 2017 года, пени начисляться не будут.

Специалисты ресурсоснабжающей организации советуют: если цифры в новой квитанции вызывают у потребителя сомнения, нужно своевременно обратиться в абонентский отдел компании и разобраться в спорной ситуации.

С этой же целью в субботу 17 декабря поставщик организует день открытых дверей, где можно будет получить ответы на все интересующие вопросы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах