Примерное время чтения: 6 минут
192

Не воевать, а защищать: Патриотов страны надо воспитывать с детства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Омске 22/02/2012
Фото: Елены Володиной

Сейчас Строганов - замдиректора по воспитательной работе Омского лётного училища гражданской авиации. В канун Дня защитника Отечества «АиФ в Омске» встретился с лётчиком. Мы разговаривали о нынешних курсантах, о семейных династиях и о том, зачем солдату погон на животе…

- В моём звании служат до 50 лет, но, если здоровье позволяет, делают исключения, - поясняет Строганов. - Пилот-снайпер - специальность дефицитная,  уволился я не списанным со службы.  

Ни два ни полтора

- Чему вообще должна учить армия и достаточно ли одного года службы, чтобы подготовить бойца?

- Солдаты в армии должны учиться воевать. Кроме того, армию всегда воспринимали как школу жизни. По новой схеме, когда срок службы составляет год, невозможно подготовить полноценного солдата, особенно для высокотехнологичных видов Вооруженных сил, таких как авиация, ПВО, ВМФ. Из наших солдатиков в итоге выходит ни два ни полтора. Нужны профессионалы.

- Вы за контрактную армию?

- Да. Контрактная армия - армия будущего. Нужны хорошие специалисты, в том числе подготовленные в военных и гражданских вузах.

- Знаю случаи, когда молодые люди проходят альтернативную службу. Например, призвали в армию из техникума, студент перевёлся на заочное отделение, служит, а в сессию ездит домой… Как Вам такое?

- Я бы сказал, он не служит вообще. Это не значит, что я категорически против альтернативной службы, но она должна быть исключением, при определённых условиях.

- Отличаются нынешние курсанты от тех парней, кто поступал в лётное училище вместе с Вами?

- Смотрю на эту молодёжь, и порой кажется, что это дети. Но тут же понимаю, что впечатление это ложное. Жизнь показывает, что вся эта молодёжь, и серьёзная, и немного ветреная, при необходимости проявляет себя с лучшей стороны. Это подтверждает опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, другие события. Иначе бы у нас не было молодых Героев России.

- 23 февраля только несколько лет назад сделали выходным днём. А надо ли?

- Однозначно да. День защитника Отечества обрёл статус государственного праздника. Я думаю, это неплохо. Для военнослужащих, ветеранов повод одеть парадный китель.

О погоне на груди

- А что значит для солдата форма и как относитесь к её варианту от Юдашкина? Говорят, в ней мёрзнут.

- Форма - лицо солдата. В процессе службы все нововведения в форменной одежде мной воспринимались как улучшение. А вот к современной форме отношусь с иронией. Не нравится мне она. Если обратили внимание, на полевой форме погон со звёздочками расположен на груди… Как-то всё это… от Юдашкина (смеётся). Погоны должны быть на плечах.

- Семейные династии среди военнослужащих - это хорошо?

- Конечно. Мой отец был рабочим, я в семье первый военный, а сын уже пошёл по моим стопам. Окончил военное училище, сейчас он в звании капитана. В училище у большинства ребят, обучающихся по специальности «пилот», отцы - лётчики. Династии говорят о целостности семьи. Значит, сын рядом с отцом, он для него пример. В таких семьях вырастают настоящие патриоты.

- В чём суть патриотического воспитания?

- В том, чтобы молодёжь знала, что у них есть Родина. Что молодые парни не просто жители Омска, Новосибирска… Они жители России. Они должны знать, что русскому в России лучше. Да, есть Америка, Франция, Германия, может, там и хорошо, но это не Родина.

- А как учить патриотизму? На чём?

- Учить с детства, с малого. Вот, например, в школах сейчас к празднику пройдут смотры песни и строя. Девочки, мальчики в пилотках, с картонными погонами будут маршировать и петь песни о Родине, о солдатах. Вот с этой пилоточки и начинается патриотизм, с открыточки, которую девочка подарит мальчику, и он почувствует себя будущим защитником, с дедушки-ветерана, который расскажет, как он воевал. И это обязывает мальчишку быть не хуже. Пусть нет у него пока настоящих погон, пойдёт служить - будут!

- Как относитесь к введению должности священника в армии?

- Нормально. Я атеист, но считаю, что веру надо уважать. А вообще функции по воспитательной работе в армии раньше выполнял замполит, теперь помощник командира по воспитательной работе. Кому-то нужен и духовник. Не так всё просто для этих мальчишек, оторванных от семьи. Это надо понимать.

- Следите за военными конфликтами в мире?

- Да. И нынешнее положение очень тревожит. События, происходящие в арабском мире, могут привести к катастрофическим последствиям. А я, как военнослужащий, знаю, что нет ничего хуже войны. И это как раз к вопросу о том, что в России должна быть сильная армия. В своё время я и профессию лётчика выбрал, потому что хотел не воевать, а защищать.

Досье

Александр СТРОГАНОВ, полковник военной авиации в запасе, лётчик-снайпер. В 1976 году окончил высшее лётное училище в Барнауле, с 1979 по 1980 г. служил в Афганистане. В 1999 г. окончил академию им. Гагарина, с 2003 по 2010 г. - начальник ракетно-авиационного отдела 33-й Омской ракетной армии, в 2005 г. указом президента ему присвоено звание «Почётный лётчик РФ». За годы службы освоил девять видов высокотехничных самолётов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах