Задача - купить пачку самых обычных сигарет.
Во всех торговых точках развешены угрожающие предупреждения о том, что до 18 лет детям ничего запретного в жизни не продадут. Как на самом деле обстоят дела? Одно дело - продать табак 15-летнему парню, который выглядит лет на десять старше, другое - маленькой четверокласснице. Есть ли совесть у продавцов? Накануне 17 ноября - Дня отказа от табакокурения - самое время проверить, так ли всё гладко в городе с антитабачной кампанией, а заодно и совестью продавцов.
Откуда сигареты?
Десятилетняя Лера к редакционному заданию подошла ответственно. В маленьком кулачке упорно протягивала в киоски пятирублёвые монеты и твёрдо говорила: «Мне «MORE», лёгкие».
В первой торговой точке из недр киоска раздалось суровое:
- Табачные изделия детям не продаём!
«Плохо!» - невольно вырывается у нас. Хотя о чём это мы? Наоборот, здорово - закон же выполняется.
И всё же сомнения раздирают душу - неужели настолько продавцы прониклись пониманием, что в погоне за наживой не все средства хороши?
Лера подходит к соседнему киоску. На остановке не меньше трёх точек, где можно приобрести сигареты. Чего уж тут говорить, самый востребованный товар…
Дверца второго торгового ларёчка с треском захлопывается. Нам с коллегой прекрасно видно и слышно всё, что происходит. Продавец даже не стала разговаривать с ребёнком. Замечательно! Вот только откуда тогда у омских подростков сигареты? Курящие мальчишки и девчонки, которым совершенно точно нет 18, - вполне будничная картина. Если заглянуть на задний двор любой городской школы во время переменки, можно увидеть с десяток парней и даже девчонок, жадно глотающих табачный дым. Ну не родители же им покупают, в конце концов?!
Гостинец для «папы»
Точно, родители! Мы достаём ручку, блокнот и корявым почерком на листке бумаги выводим «послание»: «Пожалуйста, продайте моей дочери сигареты. Отец».
С запиской девочке отказывают ещё в двух торговых точках. А вот в следующих двух на провокацию поддаются весьма легко.
- Правда папе покупаешь? - лениво переспрашивает продавщица нашу героиню. Она явно не верит девочке, но нелепая записка, по всей видимости, стала своеобразным допуском к товару.
- Прячь быстрее в карман сигареты! - советует продавец.
Лера послушно спрятала и принесла нам «улов». Сигареты для мифического папы приобретены.
Но нас уже это не радует. Получается, можно закрыть глаза и спокойно продать запретный товар ребёнку? И продавцов не испугать штрафами - главное, собрать побольше выручку. А как же угрызения совести? Ведь в большинстве своём киоскёры табачных ларьков - женщины, у которых есть дети. И наверняка своему дитятке продавец при случае с искренним негодованием читает лекцию о вреде табакокурения. Какое же наказание нужно ввести, чтобы запретное действительно стало недоступным? Ответ необходимо искать не в головах «высоких мужей», а в своих собственных.
Комментарий специалиста:
Ирина СИДОРОВА, нарколог:
- Очень жаль, что из школ уволили штатных психологов. У детей в школьном возрасте наблюдаются психозы и депрессии, и им нужна помощь специалиста. А его нет, и они начинают бороться со стрессом самостоятельно. И почему-то курение, по их мнению, помогает справиться с грустью.