Сегодня важно учиться в том вузе, который может гордиться практически стопроцентным трудоустройством своих студентов.
Разница взглядов
Оксана КОСОЛАПОВА, начальник отдела профориентации и профессионального обучения безработных граждан, констатирует факт: «Работодатель, как правило, ищет специалиста с опытом работы, именно ему он готов предложить повышенную зарплату и различные бонусы. Выпускнику вуза предлагают вознаграждение в пределах 10 тыс. руб. и невысокую должность. В то время как у вчерашних студентов мы наблюдаем завышенные требования и к зарплате, и к позиции на карьерной лестнице».
Ситуация, которая сложилась на рынке, такова, что сегодня самые желанные работодатели придерживаются западной модели корпоративной этики. Потенциальный сотрудник должен уметь продемонстрировать не только профессиональные качества, но и умение работать в команде, готовность следовать заповедям конкретной корпоративной культуры и т. д. Вот с этим у омских студентов как раз возникают проблемы. Однако и работодатели должны чётко определиться, кого они хотят приобрести - специалиста или же человека, который умеет красиво говорить? Для тех выпускников, кто всё же хочет вести себя при собеседованиях грамотно, В центре занятости существуют специальные программы, которые позволяют ученику научиться продавать себя, писать грамотное резюме. Здесь проходят тренинги, профессионалы учат правилам общения.
Общие проблемы
Очевидно, цели о сближении вузов и работодателей декларируются, но на практике не выполняются. Одно из ярких противоречий заключается в том, что государство заявляет об ориентации на инновационный путь развития и о том, что нуждается в специалистах с высшим образованием, но при этом регулярно уменьшает порог по целевому приёму.
В этих условиях крупные работодатели вынуждены искать собственные пути решения проблем. Ольга ВАСИЛЬЕВА, начальник сектора оценки и развития персонала УРП Омского филиала ОАО «ТГК-11», поясняет: «С прошлого года у нас в компании действует программа именных стипендий. Основные требования к студентам: отличная успеваемость, наличие научных работ и разработок, активная общественная позиция». Инга НИКОЛАЕВА, PR-менеджер СРО НП «Содействие развитию ЖКХ», рассказывает: «У нас заключён контракт с профессиональным колледжем № 48, который готовит конкретно для сектора ЖКХ рабочие специальности. Сегодня СибАДИ открыл факультет для подготовки специалистов нашей сферы, и мы совместно изучаем потребности рынка, чтобы наполнить его специалистами».
Удивительно, что многие учебные заведения предпочитают не выходить с инициативой к работодателю, искренне полагая, что поиск работы - проблема студентов. А вчерашние школьники предпочитают не задумываться о том, как сложится их трудовая карьера. При этом работодателям нужны яркие, активные, инициативные сотрудники. Вот и получается противоречие, когда одни не хотят, другие не могут, а третьим - всё равно.