По данным Похиленко, сотрудники омских учебных заведений берут взяток даже больше, чем чиновники (215 выявленных фактов взяточничества преподавателей против скромных 135 чиновничьих). Такие данные не способствуют высокому рейтингу как самих вузов, так и их выпускников.
По порядку рассчитайсь!
Сумятицу в головы работодателей вносят и те выпускники вузов, которые не спешат работать по специальности (кстати, в омских вузах бум на «сервисные» специальности) и пугают потенциальных шефов своим низким уровнем знаний. Страсти накаляют и сами представители высшей школы. Так, совсем недавно Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров, заявила о необходимости отказаться от выдачи дипломов о высшем образовании государственного образца. Логика в этом предложении всё-таки просматривается: если вуз будет выдавать собственные дипломы, то он будет нести всецелую ответственность за качество подготовленных специалистов, а также повысится реальная межвузовская конкуренция.
По Омску ходят слухи, леденящие кровь абитуриентов, студентов, их родителей и, конечно же, преподавателей: дескать, грядёт объединение педуниверситета, института сервиса и классического университета под «крылом» ОмГУ им. Достоевского. Недавно Сергей Алексеев, министр образования Омской области, пояснил, что ещё слишком рано делать прогнозы относительно будущего омских вузов. Только на днях состоялось первое обсуждение проекта государственной программы развития образования, рассчитанной на восемь лет и вступающей в действие с 2013 года.
Как пояснил министр, сейчас идёт жёсткий мониторинг оценки качества предоставляемых услуг филиалов учреждений высшего образования. По его результатам мы увидим, как выглядят омские вузы на всероссийском уровне.
Не 37-й год, но чистки будут
К 1 ноября этого года будет подготовлен список вузов «группы риска» для проведения своеобразного аудита в целях дальнейшей реорганизации. Вуз будет признан «слабым звеном», если он не соответствует пяти критериям. Первый - низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисляемых в вуз. Второй - объём научно-исследовательской работы в пересчёте на одного научно-педагогического работника. Третий - удельный вес иностранцев, кроме жителей стран СНГ, в общем выпуске студентов. Четвёртый - совокупные доходы вуза из всех источников. Наконец, пятый - площадь помещений вуза.
Первое ноября не за горами, так что список «рискующих» вузов узнаем. Кстати, в этом году ни один российский вуз не вошёл в перечень 200 лучших университетов мира, составленный авторитетным изданием The Times Higher Education, и поэтому сейчас разрабатывается исключительно свой, российский международный рейтинг высших учебных заведений.