Ещё недавно он и сам принадлежал к «белым воротничкам», занимая должность в федеральном органе в Москве. Сегодня он управляет жизнью крупного ведомственного вуза в Сибири и является одним из самых молодых ректоров: Александру Панычеву всего 35 лет.
Сам он на массовую тенденцию «омоложения кадров» в стране смотрит критически и считает крайностью. А студентов, рассчитывающих на снисхождение молодого руководителя, предупреждает сразу: ничего не выйдет. На вопрос, зачем он оставил высокий федеральный пост и взял на себя такую непростую ношу, как ректорство, отвечает: «Я хорошо помню свои ощущения, когда учился в этом университете. Теперь решил поработать на родине и сделать что-то реальное».
«Никто» с красным дипломом
- Как вам кажется, в обществе ажиотаж вокруг высшего образования сегодня ещё сохраняется?
- Сохраняется, даже несмотря на то, что востребованность специальностей среднего профессионального образования на рынке значительно выше. Однако проблема в том, что многие абитуриенты и их родители рассматривают высшее образование как цель, а ведь это только средство для её достижения. Думают, диплом есть, значит, дело сделано. Но ведь высшее образование - не панацея. Можно и с университетским дипломом быть в жизни никем.
- Министр образования Андрей Фурсенко привёл пример советских времён, когда учёбу в вузах продолжали только 20% выпускников. В 2012 году в стране прогнозируется около 700 тысяч абитуриентов. Это значит, что вузы, чтобы заполнить места, будут брать всех, кто придёт?
- Рособрнадзор сам спровоцировал такую ситуацию, выдавая в огромном количестве лицензии и свидетельства аккредитации вузам. Проблема не в нехватке абитуриентов, а в переизбытке учебных заведений. Сегодня в стране вместе с филиалами их более трёх тысяч. Понятно желание развить конкуренцию на образовательном рынке. Но при этом непонятно, как вуз будет удерживать высокую планку, заданную ещё в Советском Союзе, о котором вспомнил Фурсенко, когда университет получает финансирование в размере 40-50% от потребности? Остальное он должен зарабатывать сам. А между прочим доля зарплаты сотрудников вуза на 60% состоит из внебюджетных средств.
Отчислить одного коммерческого студента, который приносит деньги, - значит потерять до 60 тысяч прибыли в год. За рубежом ничего подобного нет. Например, в Финляндии университет получает деньги от государства и сам определяет, сколько студентов ему принять, чтобы они проходили заданный пороговый уровень.
Деньги или кадры?
- Недавно Госдума приняла закон о переходе образовательных учреждений с бюджетного финансирования на субсидии. Мысль законотворцев прямо противоположна вашей: вузам, школам и колледжам придётся зарабатывать самим. Многие считают, что это первый шаг к платному образованию, хотя есть мнения, что это даст учреждениям дополнительные возможности…
- Лично я отношусь к закону об автономии настороженно и вижу в нём опасность. У меня есть по поводу действия этого документа много вопросов. Как будет осуществляться управление имуществом и решаться вопрос налогов? Не получится ли так, что все расходы образовательным учреждениям придётся внести в стоимость обучения? Потому что тогда его цена будет для студентов неподъёмной. Но самый главный вопрос: что нужно государству? Чтобы университет зарабатывал деньги или готовил кадры для страны?
- Некоторые омские вузы начали новый образовательный эксперимент, внедряемый государством, - давать студенту возможность платить за учёбу на выгодных условиях, то есть брать кредит в банке под низкий процент и с особым графиком погашения. Как вы считаете, кому выгоден этот эксперимент и какова должна быть роль государства?
- Вузу абсолютно всё равно, кто будет платить за студента деньги. Ему важно только, чтобы к моменту обучения деньги были на счёте, и их можно было направить на оплату коммуналки, зарплаты и т. п. Эти отношения касаются двух сторон - того, кто хочет получить образовательный кредит, и того, кто может его дать. Политика государства в этом случае - как в ипотеке - регулировать процентные ставки.
Докторская, спорт и «хвосты»
- Большинство разработок ваших студентов касается узкоспециализированных сфер в железнодорожной отрасли. А могут они предложить что-то такое, что облегчило бы жизнь обычным потребителям, которые бы потом с гордостью говорили: это наша омская молодёжь придумала. Например, запустить суперскоростные поезда между соседними городами…
- Это вы на «Сапсан» намекаете (улыбается)? Дело в том, что транспорт - слишком капиталоёмкая отрасль. Чтобы внедрять новации в больших масштабах, нужно провести исследования «от» и «до», иметь коммерческие перспективы. Так что прежде чем обыватель увидит какое-то внедрение, пройдёт много времени. Быстрый эффект даёт только малый и средний бизнес.
- На что ректор института тратит своё свободное время?
- Даже не знаю, как ответить. Если я раньше 9 вечера с работы не ухожу, это значит, есть свободное время? У меня семья, четырёхлетний сын. Пишу докторскую. Вот это всё моё свободное время и «съедает». Точнее, те полтора часа до сна, которые остаются. А в выходные занимаюсь с ребёнком спортом и подтягиваю оставшиеся на неделе «хвосты».