Примерное время чтения: 6 минут
542

Реконструкция прошлого. Взгляды на историю часто меняются

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске 29/03/2017
Каждый занимается реконструкцией истории по-своему.
Каждый занимается реконструкцией истории по-своему. / Николай Кривич / АиФ

Об этом и многом другом «АиФ в Омске» поговорил с Александром Михеевым, омским историком, одним из авторов Омского историко-краеведческого словаря, накануне его 60-летия.

Книги затёрты до дыр

Ксения Белодедова, omsk.aif.ru: Александр Петрович, давайте вспомним историю создания историко-краеведческого словаря. Для чего он был нужен?

Александр Михеев

Александр Михеев: 25 лет назад этот словарь был очень актуален, потому что подобного издания тогда не было. Когда работали над словарём, ездили в библиотеки и архивы Петербурга. Идея написать такой словарь меня увлекла. Мне досталось писать о революционерах. Самое главное, что мы старались писать безоценочно, только факты. Издание было очень популярным. Стоит зайти в любую омскую библиотеку и посмотреть, насколько эти книги затёрты.

- Существуют ли какие-то трудности в работе историков?

- Никаких препятствий нет - заниматься можно чем угодно. Даже в советское время можно было заниматься изучением, например, истории царской тюрьмы, хотя и могли возникнуть определённые ассоциации. У меня было исследование на эту тему. Помню, некоторые коллеги спрашивали, где я буду брать факты. Отвечал - там, где и вы для своих исследований: в архивах. Были, конечно, отдельные перегибы. Я сам стал свидетелем, как в Новосибирском архиве исследователь исписал целую тетрадь. Тетради сдавались на проверку. И вот сотрудница архива однажды сдала ему обратно одни корочки от тетради. А человек две недели что-то конспектировал. Можно представить результаты таких исследований, когда «анализировалась» малая часть обнаруженных фактов. Какова была их научная ценность? Говорят, что это была беда, а не вина историков. Я же уверен: это было и бедой их, и виной. Никто и никогда не снимал и не снимает личной ответственности за содеянное над историей. Это была середина 80-х годов. Сейчас такое, видимо, трудно даже представить. Хотя... как знать.

Смена декораций

- В этом году отмечается 100-летие революции 1917 года. На ваш взгляд, как историка, какова была её основная причина?

- Отсутствие справедливости. Народ очень чувствительно реагирует на её отсутствие. Может ли история повториться? Вполне. И этого надо опасаться. Уровень отношений между Россией и США критический. Как говорят, всё повторяется, меняются только декорации. Надо делать выводы из истории, чтобы не совершить тотальных ошибок, как это было в 1917 году.

Кто-то изучает историю на поле, а кто-то в кабинете.

- Как вы считаете, современный россиянин интересуется историей?

- Все интересуются историей, и у каждого его свои суждения. Стоит только сесть в поезд и послушать, о чём говорят. При этом какую-либо аргументацию люди мало принимают, ведь у них уже сформировалось мировоззрение. Народ у нас категоричен. Зачастую простые оценки дают ограниченные люди, а чем больше человек знает, тем больше у него возникает вопросов. Да и мы постоянно меняемся и смотрим на мир по-другому.

Например, в дореволюционный период люди часто меняли свои политические убеждения. Сегодня он анархист, завтра - меньшевик. Никаких привилегий он за это не получал, а боролся против царизма. Просто человек менялся, читал и постоянно учился. Я занимался изучением этих вопросов.

Реконструкторы нужны

- На ваш взгляд, нужно ли преподавать краеведение в школе?

- Конечно, краеведение необходимо. Правда, объёмы часов по отечественной истории незначительные. Краеведению трудно найти место в учебной программе, им приходится заниматься посредством вкрапления материалов по истории малой Родины в основной курс. Это далеко не всегда возможно. В вузах на изучение, например, темы Великой Отечественной войны отводится два, в лучшем случае - четыре учебных часа. Предполагается, что студенты должны самостоятельно осваивать большую часть учебного материала. Это правильно, но устранение лектора из учебного процесса уже привело к негативным результатам.

- Как вы оцениваете современные учебники истории? Многие их ругают…

- Нормальные учебники. Какие-то ошибки в них есть, но они возникают скорее по незнанию, а не намеренно. Интерпретация исторических событий очень важна. Мировоззрение у каждого своё, и оценка одних и тех же событий может быть разная. Нужно стараться быть объективным. И проблема не в том, что нет базового учебника по истории. Такой учебник появится только тогда, когда общество вновь станет идеологически однородным. Тогда проблем с интерпретацией истории не будет. Но для этого необходим иной политический режим. В настоящее время ко многим историческим событиям очень болезненное отношение. Чтобы их оценить, должно пройти время.

- В последнее время различные исторические клубы становятся всё более популярными. Как вы относитесь к реконструкции истории?

- Положительно. Мы все в той или иной степени занимаемся реконструкцией истории, исходя из тех фактов, которые имеются в нашем распоряжении. Просто кто-то делает это на Бородинском поле, а кто-то у себя в кабинете. История и есть реконструкция прошлого. Но на 100% это сделать невозможно, потому что всегда остаётся поле неизвестного. К историческим художественным фильмам я тоже отношусь положительно, потому что это подталкивает к изучению истории. 

ДОСЬЕ
Александр Михеев, Коренной омич. Окончил истфак ОмГТУ. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии ОмГУПС. Занимается проблемами истории царской тюрьмы в Сибири. Один из авторов Омского историко-краеведческого словаря. Женат.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах