«Мы понимаем, что «денег нет, но вы держитесь», но ведь чем дальше, тем хуже. Кстати, эта фраза очень негативно отразилась на всей России. Её подспудно, про себя, держат многие руководители. Раз уж премьер-министр об этом сказал, то и другие руководители будут говорить», - считает Бронислав Кононов, заслуженный строитель России.
Борис Кононов |
В библиотеке им. Пушкина прошла презентация книги Ивана Викторова «Граждане Сибири», героями которой стали 17 человек. Все они - заслуженные работники сельского хозяйства, медицины, образования, ветераны российской армии, почётные жители города. Один из них, Бронислав Кононов, - гость редакции «АиФ в Омске». Бронислав Ильич считает себя настоящим сибиряком. Хоть он и родился на Донбассе, (сегодня – это территория Луганской народной республики), но в Омске живёт и работает уже 57 (!) лет.
У разбитого корыта
Алексей Иванищев, omsk.aif.ru: Бронислав Ильич, вы в Омске живёте уже больше полувека, при вашем участии, наверное, половину города застроили. Как вы сами, оглядываясь назад, оцениваете результат?
- Мне много чего для родного Омска удалось сделать и построить. Например, здания библиотеки им. Пушкина, здание Правительства Омской области. Жаль, что не удалось достроить и ввести в эксплуатацию аэропорт «Омск-Фёдоровка». Ведь уже была готова взлетная полоса, а мы, трест №1, выполнили коробку аэровокзала и сдали часть этого здания под монтаж субподрядчикам. Это больная тема для нашего региона и определённые недоработки со стороны области. Да, область и сейчас в сложном положении, и раньше в нём была. Но всё-таки у экс-губернатора Леонида Полежаева хватило сил и настойчивости для решения многих задач. Жаль, что «Фёдоровка» оказалась у разбитого корыта и потеряно даже то, что было уже создано. Очевидно ведь, что любой населённый пункт развивается тогда, когда через него проходят магистрали, есть движение. Поэтому жизненно необходимы железные дороги, аэропорты, автомобильные трассы… Всё это даёт импульс развитию любого города. Я могу понять, когда в Луганске или Донецке полностью уничтожены артобстрелом аэропорты, но здесь, в Омске, в огромном городе, готовая коробка аэровокзала превратилась в развалины без войны. Хотя все условия для успешного развития нашего нового аэропорта были.
- А в чём вы видите будущее российской провинции, в частности, малых городов?
- Тема малых городов настолько необъятна и сложна, что какие-то прогнозы, наверно, не берётся давать даже президент. Да, сейчас сложная экономическая обстановка и все думают, как бы пережить кризис, который нас сдавил. Хотя лично я не понимаю, почему он давит нашу страну. Ведь мы имеем все условия для более независимого развития. Малые города – это будущее Сибири и России в целом. Создание мегаполисов не даёт развития. Страну необходимо поднять именно развитием малых поселений, если их загрузить производством, не важно, каким, промышленным или сельскохозяйственным. Большие города не закроют ту брешь, которую могут закрыть малые. Вот, например, наша область. Некоторые районы развиваются, но слабо, а большинство вообще в «загоне» с точки зрения производственной занятости и жизненного обеспечения. Разве можно прикрываться словом «оптимизация»? Почему такое красивое и правильное слово выполняет крайне негативную функцию? Закрываются школы – оптимизация. Закрываются фельдшерско-акушерские пункты - оптимизация. Закрываются библиотеки, дома культуры – тоже оптимизация! В некоторых поселениях строится что-то взамен, но на фоне того, что закрывается - это мизер. Хвалиться нужно не только тем, что в селе открыли новый Дом культуры, нужно сохранять то, что уже построено. Вот, например, я недавно был в Полтавском районе. Там в двух деревнях района закрылись две школы. Хорошие, капитальные, двухэтажные. Они могли служить ещё много лет, но, говорят, учить некого, детей-то нет. Чтобы развивалась страна, нужно осваивать наши пространства, а если этого не делать, то у тех, кто за «бугром», есть полное основание сказать: «А вы чего, как собака на сене, сидите? И сами не едите, и другим не даёте!». Нерационально не использовать такую большую территорию без освоения. Вроде всё у нас есть, а пользы с этого мало!
Душа зданий
- Как вы с точки зрения строителя оцениваете реконструкцию улицы Ленина?
- Проектированием и строительством, как и по улице Чокана Валиханова занималась абсолютно чужая компания, далёкая от запросов и интересов нашего города. Я считаю, что проектные организации Омска сделали бы проект лучше и дешевле. Город всё стремится к развитию, но как развиваться, если не давать возможность омским строителям участвовать в таких проектах? Строители и проектировщики остались за бортом, что обидно и неправильно. Повторюсь, Омск имел возможность запроектировать лучше и выполнить не хуже – силы и специалисты есть. Но если эти силы не подпитывать новыми проектами и заказами, то будет как со спортсменами, которые не тренируются. Когда первый раз смотришь на обновлённую улицу Ленина, думаешь: «Ух, как здорово!». Хотя при строительстве применялись хорошие материалы, но с излишествами. Можно было обойтись меньшими затратами и решить эту же задачу не менее выразительно и качественно. Много огрехов, начиная от тех же опор освещения. Простите, но это, образно говоря, страх Божий! Получился частокол из мощных тяжёлых чёрных опор светильников, отвлекающих взгляд от фасадов зданий. А ведь фасады улицы Ленина нежные. К ним нужно относиться бережно, чувствовать душу этих зданий. Сейчас фасады сделаны аккуратно, качественно, но общего впечатления не производят. Мы, как строители, ожидали большего. Вот, например, ограждающие стенки возле корпуса Медакадемии и возле здания бывшего ЦУМа сделаны не в историческом стиле. Они «съели» часть фасада. Улица стала беднее, закрытее. Это одна сторона. Другой вопрос в том, что с каждым годом количество транспорта увеличивается. Дорогу же не только не расширили, но и сузили, сделав от тротуара до проезжей части полоску газона. Улица Ленина хоть и центральная, но не многолюдная. И того количества тротуаров, которое есть сейчас, хватает с излишком без газонов, чего не скажешь о проезжей части. Это моё личное мнение, но оно перекликается с мнением многих коллег.
- Вы затронули вопрос, что автомобилям с каждым годом становится всё теснее на улицах города. Транспортные развязки хоть и появляются, но кардинально ведь проблему не решают.
- Мы задыхаемся в тисках отсутствия транспортных развязок. В Омске не очень большое количество транспорта на душу населения, но оно всё равно душит наши улицы, не даёт чувствовать себя уютно. С точки зрения улучшения развязок в городе делается мало. Мы не сможем ограничить естественный процесс увеличения количества транспорта. Каждая семья стремится, чтобы у нее был свой автомобиль - это правильно. Но где грамотный подход в распределении транспорта на дорогах? Его нет.
- С архитектурной точки зрения как современный Омск оцениваете?
- В городе нет конкретных разработок того, что и где строить. Основной принцип – лишь бы найти место, где воткнуть какую-нибудь коробку. Но нужно ведь думать о том, чтобы и людям при этом комфортно жилось. Вот на улице Щербанёва сейчас строят 16-этажный дом. Хорошо и красиво строят, но транспортная развязка в той части города на нулевом уровне. Этот квартал задыхается от невозможности проехать и припарковаться. Городу необходим сильный отдел архитектуры, который вёл бы планировку строительства зданий с учётом транспортных развязок и контролировал исполнение. Эту ситуацию видят не только специалисты, любой житель города ощущает на себе. И чем дальше, тем хуже. Ведь количество будет увеличиваться. Мы понимаем, что «денег нет, но вы держитесь», но ведь чем дальше, тем сложнее. Кстати, эта фраза очень негативно отразилась по всей России. Её подспудно, про себя, держат многие руководители. Раз уж премьер-министр об этом сказал, то и другие руководители вправе говорить.
- Кстати, про премьер-министров и депутатов: вы на выборы ходили?
- Да, ходил и голосовал. Для отстаивания интересов граждан аппарат надо в корне менять, начиная от верха, и заканчивая аппаратом администрации города и округов. Он должен быть заточен на развитие, а не на констатацию фактов. То, что сегодня существует, в большей мере сплошные красивые фразы. Вот надо сделать это, и вот это… и так далее. Но всё остаётся добрыми пожеланиями. Нет конкретных планов обеспеченных ресурсами! И, самое главное, нет чёткого контроля над исполнением этих планов и условий содействия выполнению этих планов. Планы можно строить самые прекрасные и правильные, но если нет инструментов обеспечения, - они повисают в воздухе. И это не только в Омске, но и во многих регионах России.
Океанские сокровища
- Бронислав Ильич – вот вы Почётный гражданин Омска и Тары. А что Вам даёт этот статус?
- В масштабах города и области присвоение этого звания даёт импульс поднятия авторитета определённых отраслей. Для меня это - не просто звание. Его нужно оправдывать, поддерживать. Подобные награды надо давать и молодым, но чтобы обязательно заслуженно, не просто так. Чтобы это обязывало их ещё лучше выполнять свою работу. В этом вся соль. Я никогда не стремился получать высокие должности или получить награду, нет. После окончания института я пришёл работать мастером, два года проработал с заключёнными - был такой период, когда многие стройки в стране возводились их силами. Я не жил мыслью о том, что обязательно должен стать прорабом,но очень скоро им стал. Нужно работать, всё делать на достойном уровне, тогда будет и успех. Всё зависит от характера человека, его способностей, знаний, понятий. Ну а знания ведь не с рождения даются, их нужно получить и применить. Я был знаком со многими толковыми специалистами - профессионалами, но некоторые из них в силу своего характера, были как сокровище на дне мирового океана. Эти сокровища могли бы многое дать человечеству, но до них не добраться.