Кто бы мог подумать, что спустя время на этом месте появится одна крепость, потом другая, здания Омска будут именовать красивыми иностранными словами «барокко» и «модерн», и многие из них станут настоящими памятниками архитектуры.
О том, как формировался архитектурный облик города, «АиФ в Омске» узнавал у Игоря Коновалова, зампредседателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, строителя-реставратора и краеведа.
Показать нечего
Самый досадный исторический пробел Омска связан как раз с Бухгольцем и первой крепостью. От неё ничего не осталось не только в физическом смысле - абсолютное большинство горожан даже не знают, где она вообще была. Памятных знаков, которые могли как-то обозначить в современном пространстве то самое место, откуда зародился Омск, тоже нет, хотя увековечить можно многое. Первые укрепления Бухгольц поставил примерно там, где сейчас располагается площадь его имени и стоит шар - памятник основателям города. Самым знаковым сооружением первой крепости стала церковь Сергия Радонежского, построенная в стилистике древнерусской архитектуры. Предположительно, находилась она за остановкой «Площадь Ленина» на улице Лермонтова. Стратегически важными считались и крепостные ворота: Знаменские, Спасские, Иртышские.
«Все места, где стояли крепостные ворота, сейчас свободны, их можно было восстановить, каким-то образом сделать привязку, пусть и коммерческую, к помещениям, которые находятся рядом, - уверен Игорь Коновалов. - Только тогда первая крепость получила бы хоть какое-то зримое воплощение. Можно было бы показывать, что именно отсюда и начинался город. Вот с этой церкви, с этих деревянных ворот. А так мы только говорим людям, что, дескать, вот здесь это было, поверьте на слово, но показать нам нечего».
Новую крепость, которая и сформировала исторический центр города, начали возводить в 1768 году. В то время подполковник Иван Шпрингер осознавал, что старые укрепления не соответствуют духу времени. После постройки новой крепости Омск получил статус города. И крепость в те годы являлась единственным смыслом существования города, на это было ориентировано всё гражданское население.
Пороховая бочка
От бытовой застройки XVIII века до наших дней ничего не уцелело, но зато сохранился ряд зданий в новой крепости - первый осмысленный и целостный архитектурный ансамбль города в стиле барокко, правда, несколько запоздавшего. Проблема в том, что до провинции все тенденции доходили с солидной задержкой. Искусствоведы выделяют три этапа русского барокко: петровское, елизаветинское и екатерининское. И если рассматривать новую омскую крепость по хронологическим параметрам, она относится к яркому екатерининскому барокко, а по архитектурным формам - к скромному петровскому. Это можно списывать и на провинциальность, и на то, что военные объекты не претендовали на особые изыски… Кстати, в этом ансамбле до наших дней сохранился дом генерал-инженера, самый старый в Омске, построенный на территории второй крепости и одновременно с ней - в 1768 году. Более того, он появился даже раньше крепостных валов! Сейчас здание располагается по адресу: ул. Победы, 5 - за Выставочным сквером, возле литературного музея им. Достоевского. Дом и по сей день остаётся рубленым, но в начале ХХ века здание обложили кирпичом. Под ним находится мощный подвал со стенами в полтора метра. Согласно официальной версии, подвал был пороховым погребом, поскольку в крепости хранился стратегический запас пороха. И генерал-инженер в прямом смысле слова жил на пороховой бочке.
Через год в Омске начинают строить Воскресенский собор, с ним тоже существует некоторая неясность. Собор был поставлен посередине площади, поэтому есть версия, что изначально он должен был располагаться в другом месте.
«Вход в собор расположен не с главной площади и даже не с главной улицы, - отмечает Игорь Коновалов. - Неизвестно, что заставило братьев Черепановых, приехавших в Омск для строительства храма, поставить его таким образом».
В середине XIX в. город приобрёл столичные черты.
Сейчас здание гауптвахты считается самым старым каменным зданием из существующих в Омске. Строили его в 1781-1784 годы. Оно также относится к стилю барокко, и, что интересно, башенка сверху - не только архитектурный изыск. На башенке находился дозорный, наблюдавший за окрестностями. Также на здании установили первые городские часы.
Отдельно стоит сказать и о крепостных воротах, которые до 1791 года были из дерева, а позже их возвели из камня. Первоначально ворота, как и здания, относились к барочному стилю, но за свою историю неоднократно перестраивались. Из барочного стиля - в ампир, из ампира - в классицизм. Например, Тарские ворота, снесённые за одну февральскую ночь 1959 года, были восстановлены в 1991-м в стиле классицизм, какими они и были в середине XIX века. Единственные сохранившиеся подлинные ворота - Тобольские.
Столичные черты Омск стал приобретать во время правления генерал-губернатора Петра Капцевича. Архитектурный размах городу придал петербургский архитектор Вильям Гесте. Он составил генеральный план строительства Омска с высадкой деревьев. Ниже по Иртышу отводилось место для промышленных предприятий, церквей, рощ. Закладывался новый административный центр города на левом берегу Оми в казачьем форштате. В 1826 году началось строительство кадетского корпуса - и это яркий пример сдержанного классицизма.
Пушки Омской крепости ни разу не стреляли.
Во времена генерал-губернатора Гасфорта в Омске появляется ещё ряд знаковых сооружений: генерал-губернаторский дворец, тюремный замок (ныне СИЗО № 1. - Ред.), здание общественного собрания (бывшее здание музкомедии. - Ред.).
Купеческий центр
Вскоре после ликвидации крепости как военного объекта в 1864 году, Омск обретает новый статус - купеческого центра. Возникает и главная торговая улица города - Любинский проспект. Во времена крепости это была обычная дорога с моста, но в 1903 году городская Дума продала под застройку Любину рощу. Купцы строили дома в стиле эклектика, который подразумевал смешение архитектурных элементов. Нынешняя реконструкция Любинского проспекта как раз и ставит перед собой главную цель - показать омичам, как выглядели купеческие дома в начале ХХ века. А то, что появилось в Омске после революции, - совсем другая архитектурная история с отпечатком советской эпохи. К сожалению, в современных постройках особо изысканного духа и стиля нет. Или мы это просто не замечаем?