"Общество не готово к восстановлению Омской крепости. Город наш молодой, и мы не осознали неприкосновенности истории. В Европе исторический центр является местом, куда не лезут со строительством. У нас пока не так".
У Игоря Коновалова, заместителя председателя Омского отделения общества охраны памятников, альтернативный взгляд на раскрученный проект. На многие вопросы, которые общественник пытался задать городским властям, он так и не получил внятных ответов. По мнению Коновалова, к восстановлению Омской крепости подходят не вполне достоверно в историческом смысле, хотя историческая правда в планы входит первым пунктом.
Достойно ли обращаются с историей в нашем городе при строительстве, реконструкции и ремонте памятников архитектуры и культуры? Об этом мы беседовали с Игорем Коноваловым.
"Святой шум"
- Согласно концепции, на территории крепости будут размещены школы ремёсел, музеи, выставочные залы. Вы не боитесь, что в итоге в старинных зданиях разместятся очередные коммерческие магазины?
- Главное, здания будут эксплуатироваться. Это лучше, чем если они будут стоять заброшенными. К тому же для торговли место непривлекательное - район непроходной.
- Не придётся ли "сдвигать" здания и дороги, чтобы восстановить Воскресенский собор на старом месте?
- Нет, пятно застройки там свободно. Единственный момент: если будет строиться колокольня, то расстояние до жилых домов с точки зрения шума окажется невыдержанным.
Обещают сделать достоверно
- Здание возле торгового комплекса "Флагман", за которое так долго боролись краеведы, сейчас всё-таки разобрали. Почему?
- Его хотят перестроить. С точки зрения научной реставрации так, конечно, делать нельзя. Я предлагал этот сруб поднять, не разбирая, однако владельца не устраивало, что здание деревянное и ветхое. Теперь дом восстановят заново, но уже из кирпича. Обещают воссоздать достоверно. Его придётся поднять, так как мостовая с момента постройки здания в конце XIX века выросла на 70 сантиметров.
- Яркие вывески могут изменить облик дома...
- У наших коммерсантов действительно не хватает чувства меры. Хотя есть и обратные примеры. В прошлом году при реставрации фасада торгового дома "Любинский" под рекламу были предусмотрены специальные выемки. Пока размеры щитов выдерживаются.
- Бизнес в Омске сегодня готов помогать в сохранении истории?
- Проблема в том, что у нас нет исторического сознания. Деревянную усадебную застройку у нас называют малоценной, ветхой, хотя она просто деревянная. Пока строительство было на подъёме, дух захватывало от планов застройки и сноса. Значимость зданий мало кто оценивал. Без разрешения был снесён дом Роберта Рождественского. Его так и не восстановили. Никого не наказали. Сейчас есть попытки исключения домов из реестра памятников архитектуры. В прошлом году исключили дома по адресам: ул. Пушкина, 77 и ул. Гусарова, 47. Это деревянные жилые дома с интересным декором, резьбой. Однако в 1920-е годы их заселили по принципу "семья в комнату". Чтобы реставрировать такое здание, нужно расселить людей. Одни коммерсанты готовы только на первое. Другие согласны расселять за свой счёт, чтобы потом построить жилой дом.
Настоящий Ленин только один
- Скажите, советские мемориалы Вы считаете памятниками? Они сегодня нужны или их было бы лучше убрать?
- Я не сторонник переписывания истории. Но хочу сказать, что единственный исторический памятник Ленину стоял на перроне вокзала. Большевики любили ставить Ленина на месте церквей. Я бы перенёс монумент с Ильинской горки в сквер Борцов революции. Вместе все соберутся. А то как-то неправильно, что вождь и борцы отдельно. Процесс переноса исторически справедлив. Но мы, к сожалению, не готовы к спокойной дискуссии, есть ярые сторонники и ярые противники. Они не могут ничего обсуждать. Помните, с каким шумом убирали Ленина с площади перед Законодательным собранием? Ну некорректно это, когда богоборец показывает рукой на храм.
- Ну а современные памятники требуют сохранения?
- Нужно разделить памятники и городскую скульптуру. Степаныч, Дон Кихот - это всё городская скульптура. Памятники у нас за последние годы ставили Достоевскому и Врубелю. Как любая авторская работа, они ценны. Но пройдут ли они испытание временем? По закону объект можно поставить на государственную охрану только через 40 лет. Тогда и будет видно, что стало "памятником". Сегодня мы совершенно не задумываемся о том, что создаём историю.