Примерное время чтения: 4 минуты
71

Общение с должником – дело тонкое. Кто и как может взыскивать долги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске № 39 25/09/2024
Деятельность коллекторов строго регламентирована. Они не имеют права выходить на связь с должником, когда пожелают.
Деятельность коллекторов строго регламентирована. Они не имеют права выходить на связь с должником, когда пожелают. freepik.com

В августе 2024 года в федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» внесены поправки. Сотрудники ГУ Федеральной службы судебных приставов по Омской области уже отмечают положительные изменения в деятельности взыскателей.

Атаки телефонными звонками, хамство, запугивание, шантаж… На какие только меры не идут коллекторы, чтобы заполучить деньги от должников. За защиту здоровья и жизни граждан, нарушивших финансовые обязательства перед кредитными организациями, выступает государство.

Подробности в материале «АиФ в Омске».

Правила для всех едины

В законодательство не раз вводились изменения, связанные с работой коллекторских организаций, действуют строгие правила взаимодействия с должниками и третьими лицами - родственниками, коллегами, знакомыми должника, - которые тоже нередко попадают в поле зрения взыскателей. Согласно новым поправкам, требования в этом вопросе ужесточились также к кредитным и микрофинансовым организациям, осуществляющим возврат просроченных задолженностей. 

«Главная цель нововведений – уравнять права при взыскании профессиональных коллекторских организаций и кредитных, потому что до внесения поправок контроль распространялся только на коллекторов, - рассказывает начальник отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юрлиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Омской области Марина Чердынцева. - Теперь микрофинансовые организации и банки обязаны вести аудиозаписи телефонных разговоров с должником и хранить их в течение трёх лет. При этом сотрудники должны уведомлять гражданина о том, что ведётся запись диалога. Такие меры положительно сказываются на взаимодействии двух сторон, в частности они предотвращают то хамское отношение, на которое часто жалуются граждане». 

Звонки по регламенту

Деятельность коллекторов строго регламентирована. Они не имеют права выходить на связь с должником, когда пожелают. Время взаимодействия ограничено временными рамками: в будние дни - с 8.00 до 22.00, в выходные - с 9.00 до 20.00. Звонки по одному кредитному обязательству возможны не чаще раза в сутки, не менее двух раз в неделю и восьми в месяц. СМС-сообщения - два раза в день, четыре - в неделю и 16 раз в месяц. Коллектор не имеет права общаться с гражданами, признанными недееспособными или банкротами.

Стоит отметить, что поправки в закон внесли понятие «интеллектуального агента» - программного обеспечения с помощью которого осуществляется телефонное взаимодействие двух сторон. При этом должник имеет возможность в случае необходимости переключить общение с робота на оператора.

А имеют ли право взыскатели напоминать о финансовых грехах должника третьим лицам? С 2022 года такое взаимодействие возможно только с письменного согласия. Однако если кредитный договор или договор займа был заключён до этого времени, когда положительное подтверждение на общение с коллекторами от третьего лица законодательно не требовалось и его продолжают забрасывать смс и беспокоить телефонными звонками, то это тоже можно поправить. Родным и знакомым должника достаточно выразить отказ от взаимодействия.

Не запугиванием, а уговорами

«Часто должники обращаются с претензиями на коллекторскую назойливость, постоянные звонки. В этом случае закон говорит о том, что непосредственное взаимодействие возможно только в том случае, когда кредитор довёл до должника информацию о том, кто ему звонит и о наличии имеющейся у него просроченной задолженности, - поясняет Марина Чердынцева. - С кредиторами надо общаться, к тому же во время разговора может возникнуть договорённость. Если гражданин игнорирует звонки от коллекторов или кредитных организаций, то такие пропущенные дозвоны не докажут непосредственного взаимодействия и привлечь виновных за нарушения правил деятельности будет невозможно».

Исключением в этом случае считается автодозвон. Такой метод может рассчитываться как психологическое давление.

За нарушения в сфере возврата просроченных задолженностей предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность, которую взыскатели могут «заработать» за применение или угрозу насилия, уничтожение и порчу имущества, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.

Размер минимального штрафа составляет 300 тыс. руб., возможны принудительные работы и срок лишения свободы до 10 лет со штрафом до пяти млн руб.

Языком цифр

С начала 2024 года в ГУФССП по Омской области поступило 214 жалоб от граждан по незаконным действиям при взыскании просроченной задолженности. Коллекторским организациям объявлено 27 предостережений, составлено 35 протоколов об административном правонарушении.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах