В лучшие времена авторы смелых идей могли бы рассчитывать на получение кредитов на своё дело или поиск венчурных инвесторов, которые были готовы войти в проект своими деньгами, ожидая в будущем получить прибыль за счёт наличия доли в растущем бизнесе. Однако в годы экономической турбулентности, которые в нашей стране происходят чаще, чем периоды процветания, о кредитовании малого и среднего бизнеса лучше не заикаться. Предпринимателям, особенно с рискованными или слишком инновационными идеями, пугливые банки либо просто откажут, либо насчитают такие процентные ставки, потянуть которые стартаперам будет невозможно. Да и с венчурными инвесторами в России напряжёнка. Тратить деньги на поддержку только выходящего на рынок бизнеса не очень выгодно, да и муторно. Если сложить с требуемыми расходами ещё бесконечные бюрократические проволочки, несовершенство правовой базы и не слишком высокую покупательскую способность потенциального потребителя, то акции крупных компаний госсектора и естественных монополий для богатого человека окажутся более выгодным инструментом инвестиций (и на несколько порядков менее рискованным).
В итоге у прогрессивных бизнесменов остаётся только один путь привлечь деньги для своего проекта: обратиться за помощью к неравнодушной общественности. О том, что такое краудфандинг и как это работает, читайте в материале «АиФ в Омске».
В России 7 июня отмечается День краудфандинга. С английского языка сrowd переводится как «толпа», а funding - «финансирование». Другими словами, краудфандинг - это народное финансирование или коллективное сотрудничество людей, которые добровольно жертвуют свои деньги в поддержку какого-либо проекта.
Дата праздника, 7 июня, была выбрана не просто так, а потому что 7 июня в 2012 году официально начал работу один из первых российских краудфандинговых сервисов. Первыми клиентами российского краудфандинга стали музыканты группы «Би-2», которым удалось собрать 1,25 млн руб. на выпуск альбома Spirit.
Зарегистрироваться в проекте может каждый желающий. При этом можно пожертвовать средства на понравившийся проект или самому попробовать собрать деньги, чтобы воплотить свою идею в жизнь.
Краудфандинг имеет несколько правил. Каждый участник должен чётко заявить цель сбора средств и точную сумму, объявив, на что она будет потрачена. Люди должны ясно понимать, во что они вкладывают свои деньги. Информация о сборе средств также должна быть открыта для всех. Владельцы краудфандинговых площадок получают свой процент.
Невероятный успех
Омичи тоже ищут деньги на свои проекты с помощью краудфандинга. Так, например, Ивану Крайнову на создание пчеловодческой фермы «Медвежья поляна» удалось собрать 137 тыс. руб., благотворительный фонд помощи животным «Омские хвостики» собрал на строительство первого приюта для кошек 182 тыс. руб., музыкальная группа «Цемент Band» собрала 55 тыс. руб. на издание своего альбома.
Автор проекта пчеловодческой фермы Иван Крайнов заявляет, что плюсом привлечения средств с помощью краудфандинга является полная законность:
«Такие площадки позволяют сразу начать реализацию продукта. В моём случае это мёд. За моим проектом был закреплён куратор. А когда идея реализовалась, из собранных средств площадка выплачивала подоходный налог и забирала часть средств себе».
Пожалуй, наиболее востребован этот механизм привлечения инвестиций в благотворительных проектах. В Омске явный лидер направления - благотворительный центр помощи детям «Радуга». На сайте организации указано, что за годы своей работы она смогла привлечь с помощью разных механизмов, в том числе и народного финансирования, чуть больше 203 млн руб., что в итоге вылилось в помощь 348 детям. Главным проектом организации в последние годы стало строительство детского центра паллиативной помощи. Средства на возведение детского хосписа собирали в том числе и на популярных краудфандинговых площадках в Сети. Благодаря неравнодушным россиянам возведение Дома радужного детства идёт полным ходом. На первом этапе практически отстроили реабилитационный корпус. Уже осенью здесь появятся первые пациенты. Но сбор средств не закончен: на объекте планируют построить спальный корпус, на который требуется ещё 35 млн руб. Нет сомнения, что значительную часть необходимой суммы удастся собрать с помощью народного финансирования.
Плюсы и минусы
Серьёзным успехом можно считать проект производства надувных диванов, который собрал почти 4 млн руб. Автором идеи стал наш земляк Евгений Нестёркин, он разработал диван, надуваемый без насоса.
Николай Белоусов |
«Мы ушли в минус. Наши расходы на старт составили около 6 млн, а собрали мы примерно 3,8 млн руб. Краудфандинг - это не способ зарабатывать, а возможность частично профинансировать какие-то бизнес-процессы», - рассказал маркетолог проекта надувных диванов, предприниматель Николай Белоусов.
Но есть идеи, которыми не удалось заинтересовать людей, а значит, их авторам не суждено получить средства. Например, на выставку живописи из фондов музея им. Врубеля в Томске, международный конкурс скрипачей им. Янкелевича, записи дебютного альбома «ТОМАТ’о» не набралось и одного рубля.
«В России в целом низкий уровень авторов проектов. Тех, кто собрал больше 1 млн руб. и подготовил качественный проект, на всю Россию не наберётся и пары десятков. Зачастую идеи слабые или слабая подготовка, то есть визуальные материалы, видеоролик», - высказал мнение Николай Белоусов.
Краудфандинг - это не способ зарабатывать.
Краудфандинг интересен не только авторам проекта, но и самим спонсорам. Люди могут принять участие в благотворительности или купить производимые изделия со скидкой.
От редакции. Любому омичу стоит понимать, что приобрести продукт с помощью краудфандинга - не то же самое, что его просто купить. Для его производства предприниматели должны сначала собрать необходимую сумму, чтобы начать выпуск. То есть свой заказ вы будете ждать дольше, чем, допустим, доставку из интернет-магазина. Может случиться и такое, что товар вы не получите вообще, потому что предприниматель не учёл всех расходов и продукт не был изготовлен. В любом случае вы рискуете деньгами.
Спасли кошек
Мария Кононович, сотрудник фонда помощи бездомным животным «Омские хвостики»:
Мария Кононович |
«Нам давно советовали воспользоваться краудфандинговой площадкой, и мы решили попробовать. Долго к этому готовились. Но поскольку мы первый раз использовали этот инструмент, нам от требуемой суммы удалось собрать только 67%. Сейчас мы в процессе оформления документов. Мы собирали средства на первый приют для кошек, нужно было построить всё с нуля, провести электричество и водопровод. Когда деньги придут, надеемся завершить строительство. Это будет дом без клеток, но с лежанками и игрушками. Надеюсь, так мы быстрее найдём дом для каждой питомицы.
Мы собирали средства два месяца. Проблема в том, что многим пожилым людям тяжело отправить деньги через сайт, потому что там нужно регистрироваться, а не всем это под силу. В этом, конечно, минус. Если бы этот процесс был проще, было бы здорово. А плюсов много. Как минимум это отдельная страничка про наш приют. Люди могут зайти на страницу и за 15 минут изучить всю нашу четырёхлетнюю жизнь».
Широкие возможности для бизнеса
Макс Лакмус |
«Краудфанденг – это способ проверить свою идею на прочность. Это даёт широкие возможности бизнесу: с помощью коллективного финансирования компании могут протестировать спрос на продукт ещё до его выхода на рынок, узнать напрямую у потребителей, что они хотели бы изменить, добавить или убрать в будущей новинке, - поясняет сооснователь первой краудфандинговой площадки в России Макс Лакмус. - Это возможность улучшать и развивать идеи при помощи единомышленников, которые могут не только поддержать вашу деятельность рублём, но и сами включиться в творческий процесс. Краудфандинг даёт возможность реализовать свой замысел, когда найти средства другими способами невозможно. Ни один банк не выдаст кредит на запись музыкального альбома, постановку спектакля или съёмку фильма - не говоря уже о том, что кредит когда-нибудь придётся возвращать.
Деньги, собранные при помощи коллективного финансирования, идут именно на воплощение идеи, раздачу вознаграждений спонсорам и возвращаются только в одном случае - если проект был неуспешен».
Помощь по-честному
Алексей Царёв |
«Такие площадки - огромная помощь тем, кто только начинает свои проекты. Это может стать толчком, которого не хватает, особенно для творческих людей.
Для музыкантов такой формат - отличная возможность найти средства на запись альбома. В чём успех сбора средств? В любви к своему делу! Люди это понимают, идут навстречу и помогают. А вообще система интересная. Если до определённой даты нужной суммы не набирается, все деньги уходят к тем, кто их пожертвовал. Чтобы нам хватило на альбом, мы добрасывали свои деньги.
Из омских групп на запись альбома собирала группа «Моя дорогая». По-моему, это единственный, помимо «Цемент Band», удачный музыкальный проект такого рода в Омске. Такие площадки ещё и хороший индикатор, который отражает, насколько интересно твоё творчество. Люди голосуют рублём, и, на мой взгляд, это самое честное голосование», – рассказывает Алексей Царёв, радиоведущий, музыкант группы «Цемент Band».
Неэффективный инструмент
Вадим Морозов, председатель Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области:
Вадим Морозов |
«Год или два назад на форуме предпринимательства мы рассматривали краудфандинг. Все отметили, что такой инструмент существует, но он более распространён не в России, а за рубежом. О краудфандинге я знаю уже около 10 лет, но, по моему мнению, он не работает. В Омске не знаю о подобных проектах. У нас с трудом собирают деньги на какие-то инициативы. Грантов для предпринимателей на начало дела у нас уже нет года два. Раньше они проходили через фонд. Кроме того, у нас не так много предпринимателей. Даже если брать какую-то благотворительность - здесь больше пиара, чем дел. Серьёзных финансовых вложений у нас нет. Я сам с этим сталкивался. В разы упало количество людей, которые принимали участие в организации таких мероприятий. Если раньше это было 20-25 человек, то сегодня в лучшем случае два».