В преддверии Дня города музыкант и лидер популярной в Омске кавер-группы «Цемент BanD» Алексей Царёв рассказал корреспонденту «АиФ-Омск», чего ему не хватает в масштабных городских торжествах, и поделился мыслями о том, как можно с помощью массовой культуры помочь омской экономике.
Александр Набатов, «АиФ-Омск». Алексей, наш разговор проходит в преддверии Дня города. Не могу не спросить, что для вас значит этот праздник?
Алексей Царёв: Я родился в области, поэтому раньше думал, что День города – это такой аналог Дня села. У нас ко дню рождения села презентовались какие-то достижения жителей: урожай, площади посевов, самая большая пойманная рыба в озере и так далее. Людей мотивировали этими достижениями, чтобы они могли прожить ещё один год с ощущением значимости своей миссии. К сожалению, в Омске всё иначе. В городе день рождения похож на ярмарку, даже на оптовку. Этот день существует только для того, чтобы заработать побольше денег. Даже на праздничных площадках выступления подаются как пиар какой-нибудь партии или общественного движения, омского бизнеса, а не как реальный праздник и демонстрация достижений горожан. А ведь люди приходят для того, чтобы получить удовольствие, в предвкушении праздника, а по сути получают монетизируемый популизм организаторов площадок и точек торговли. С другой стороны, в этот день многие мануфактуры, которые занимаются производством разнообразных сувениров и местной продукции, имеют возможность заработать. Это неплохая поддержка малого бизнеса.
- А праздничное настроение в такие дни бывает?
- Хороший вопрос человеку, который на праздниках работает (улыбается).
Я люблю Бабкину
- Вопрос заключается в том, что молодым омичам от этого праздника особенно и нечего ждать. Приедет ансамбль Надежды Бабкиной, девушки в кокошниках будут плясать на всех уличных сценах Омска, как это бывает каждый год…
- Бабкина – это неплохо. Если бы она выступала днём для своей целевой аудитории. Замечательно было бы выступить ансамблю «Русская песня» в каком-нибудь небольшом сквере, пригласить туда представителей старшего поколения, которые любят эту музыку. Но ведь это выступление планируется на одной из главных городских площадок в вечернее время, а Бабкину вообще воспринимают хедлайнером всего Дня города. Это абсурд. Как себе это представляют наши власти? На часах 9 вечера, праздник. Молодёжь выходит на центральные улицы в ожидании «движняка». В это время должно происходить что-то такое, что может привлечь внимание молодой аудитории, показать, что власти работают не только в своих интересах и ориентируются на вкусы людей своего возраста, но и прислушиваются к мнению людей, которые бегут из города. А бегут как раз молодые. Несмотря на то что мы отметили 300-летие, у нас меняют дороги по всему городу и рассказывают, как хорошо мы живём, поток уезжающих не спадает. Нет точки, вокруг которой молодёжь могла бы консолидироваться. У чиновников вообще, к сожалению, не очень получается работать с этой аудиторией. До смешного доходит, когда копируют сценарии успешных праздников 15-летней давности. Это уже неактуально, молодёжь чем-то другим занята. Это я опять же про Надежду Бабкину и её концерт… Но ведь наш город ещё не окончательно постарел. Мы же помним прошлогодний концерт группы «Сплин»: сколько людей они собрали на центральной площади! Ансамбль Надежды Бабкиной – это хорошо, это здорово! Я люблю Бабкину! Но ведь нужно ещё что-то.
- Вот, кстати, если бы Надежда Бабкина не побоялась и выступила в каком-то креативном жанре! Ну, например, в содружестве со Шнуровым. В «Ленинграде» как раз солистку ищут! Это такой хайп был бы! Омск получил бы позитивный пиар на годы.
- А это не слишком странно выглядит, когда мнение молодёжи о переезде из Омска зависит чуть ли не полностью от того, чей концерт привезли на День города? Или это скорее индикатор того, что кондовость власти никуда не делась?
- Конечно, не только «фактор Бабкиной» влияет на молодёжь. Это лишь один из ярких поводов для переезда. Но не единственный. Вообще не только власти недорабатывают, но и со СМИ нельзя снимать ответственность. В Омске культивируется «синдром омича». Нам говорят только о плохом. А ведь оно и без того заметно, на него не хочется обращать внимание. Это как в семье: случилась ссора - и лучше её поскорее забыть, приняв опыт. В городе не так: одну негативную тему раскручивают до состояния катастрофы. Педалируются темы, которые демотивируют, дезориентируют людей. Послушав и почитав новости, читатель может спросить: «Неужели у нас ничего хорошего не происходит?» А на самом деле это не так. Простой пример: несколько лет назад я снимал квартиру со своим другом, и в гости приехал его знакомый из Италии по имени Пьетро. На родине он преподает в университете, как-то связан с технологиями для космоса. Приехал на международную конференцию в омский технический университет. Ни одно издание в городе не написало об этом событии. Ну и как после этого молодёжь может верить в свой город? А если бы люди узнали, что в Омске реально обсуждают новости переднего края науки, многих это мотивировало бы не просто остаться, а заниматься чем-то похожим. Человек, узнав о подобных вещах, может получить цель в жизни. Разве не в этом состоит задача СМИ? А нам говорят, что наш город всем плох и надо бежать. Люди верят в это и едут в другие города, которые они видят в розовых очках. По приезде на новое место они начинают вкалывать, убеждая себя в том, что им повезло. Но ведь так же успешно вкалывать можно и здесь! Если ты не потерял мотивацию в родном городе.
В Омске культивируется «синдром омича».
Если бы не холода…
- А лично Алексей Царёв никогда не думал о переезде?
- Только один момент иногда навевает такие мысли – наш суровый сибирский климат. Иногда хочется жить у тёплого моря и не тратить огромные деньги на зимнюю одежду. Если бы здесь зима была менее суровой, таких идей не возникало никогда. Понятно, что местный уровень зарплат, доходов омичей, их осведомлённости о многих происходящих событиях, как и уровень социальной активности населения, не блестящий. Из людей делают роботов. Властям кажется, что горожане нужны лишь для того, чтобы поддерживать минимальную инфраструктуру, обслуживать работу предприятий, а всё остальное – это уже лишнее. Но ведь такое положение дел поправимо.
- Я надеюсь на молодое поколение. Потому что переубедить в чём-то взрослых людей, выученных на старых примерах, невозможно. Властям было бы неплохо понять, что мы живём в другой системе, не в Советском Союзе, и сейчас совсем другие требования времени. Нынешняя ситуация похожа на взаимоотношение пожилых людей с компьютером. Одни не понимают, зачем они существуют и готовы бесконечно от них отказываться, а другие с радостью повышают свою квалификацию, идут в ногу со временем и перестраиваются на современный лад. Хочется, чтобы и местное руководство было в тренде. Чтобы как минимум привлечь федеральный бюджет позитивной программой развития, привлечь инвесторов.
- А чем, например, их можно привлечь?
- На радио я веду рубрику о кавер-версиях хитов. Но не просто ставлю в эфир песни, а читаю о их создании, индустрии шоу-бизнеса. И я вижу, как на Западе работала целая индустрия. При поддержке государства была создана нереальная махина коммерческой массовой культуры, которая сейчас стала мировым трендом! Например, на американских гитаристов ориентируются коллеги по всему миру. Технически гитаристы в США лучше всех оснащены, их техника образцовая. Практически все лучшие кадры и магистральные тренды в музыке и индустрии развлечений приходят оттуда. Почему мы не можем перенять положительный опыт? Ведь это заработок на том, на что не нужно тратить много ресурсов. Самое дорогое – творческий потенциал человека, его интеллект, мысль. При небольшой поддержке и российские музыканты, действительно талантливые, могли бы стать сопоставимыми идолами для поколения. К сожалению, у нас сейчас не совсем так. Многие так называемые звёзды сделаны на конвейере музыкальными пиарщиками, которых не заботит качество. Они готовы проплачивать ротацию песен своих подопечных на музыкальных радиостанциях, с лихвой отбивая деньги на концертах. Логика проста: если лошадиную задницу ежедневно показывать по телевизору, зритель волей-неволей признает и её популярной.
Самое дорогое – творческий потенциал человека, его интеллект, мысль.
Концертный туризм
- А вообще у нас есть по-настоящему талантливые музыканты?
- В России, и уж в Сибири точно, их более чем достаточно. Я-то знаю, всё-таки уже несколько лет веду проект «Молодая музыка Сибири» и представляю слушателям примеры лучших. У нас работает нереальное количество талантливых музыкантов. В своё время Сергей Шнуров сказал: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране». Но это разве минус? Это можно использовать в плюс! Популяризация массовой культуры, поддержка музыкантов, создание в регионе популярных фестивалей и их организация – мощнейший магнит для туристов. У нас так много рассуждают о развитии местного туризма, а о концертном никто не задумывается. И я говорю не только о туристах из других городов России, но и об иностранцах. Омичи и не знают, что в Сибири работает огромное количество музыкальных групп, которые подписывают договоры с европейскими лейблами, они объехали всю Европу, а некоторые собирают полные залы в Китае! А представляете, что будет, если создать целую индустрию, работающую систему. Музыканты не хуже омских айтишников станут причиной поступления денег в наш регион. Зарабатывая на турне, они будут приезжать и тратить деньги здесь, запуская маховик родной региональной экономики по полной программе.
Сергей Шнуров сказал: «Заводы стоят, одни гитаристы в стране». Но это разве минус? Это можно использовать в плюс!
- А ведь это интересная мысль. Омичи открыли магазин по продаже омских товаров в Китае, но мало кто думает о том, что в этой стране можно с выгодой продавать не только омскую сгущёнку, сладости и пряники, но и образцы местной культуры...
- Только нужно создать условия для развития творчества, снять искусственные ограничения. У нас в стране даже на культовые фестивали приезжают одни и те же заезженные личности. Для примера возьмём «Нашествие» этого года. Я вижу, что люди, выходящие на сцену, работали спустя рукава (за редким исключением). Ярчайший пример - группа «7Б», некогда ультрапопулярная. Солист не мог не то что петь, а вообще разговаривать, скажем так, он плохо себя чувствовал (улыбается). Я хотел посмотреть, как работают профессионалы, а увидел, что в Омске 70% кавер-групп способны сыграть лучше. Наши ребята душу вкладывают в работу, да и звучание у них лучше. Несмотря на то что аппаратура у нас в городе никакая. Да если им чуть-чуть помочь, подтолкнуть и раскрутить – они всех этих «звёзд» за пояс заткнут! Опять же нужны лишь небольшие усилия СМИ. Многие из них принадлежат государству, и они уже априори должны быть заинтересованы в пропаганде культуры, в том, чтобы помогать создавать индустрию, востребованную и обещающую хорошие доходы в будущем.
- А способны вообще омские музыканты заявить о себе?
- Ещё как! Больше скажу, если их в Омске никто не знает, это не значит, что они непопулярны. Группа GROGGY объехала всю Европу. В группе NYTT LAND собрались одни из ведущих фолк-музыкантов в стране. Они работают с европейскими звёздами. Много и других талантливых ребят, которые, как раньше, говорили, пишут в тумбочку. Потому что у них нет возможности заявить о себе. Музыкальные лейблы не хотят заморачиваться на их раскрутке. И возвращаясь к Дню города и Надежде Бабкиной. Дешевле и полезнее было бы распиарить на городских площадках своих музыкантов, рассказывать через свои каналы информации об омских проектах, чем звать статусную звезду. Помогите молодым, господа чиновники, от вас не убудет, а индустрия будет развиваться. Можно раскрутить своих звёзд и проводить концерты в День города уже известных, хоть и в своём городе, музыкантов. Понятно, что так или иначе талантливая музыка дойдёт до людей. И пример группы «25/17» как нельзя лучше подходит. Они сами себя сделали, только честными и искренними текстами. А ведь это омские парни, ставшие федеральными звёздами. Вот я, кстати, не отказался бы от их концерта на День города, раз уж возникла общественная дискуссия по этому поводу. Чтобы люди не покидали Омск, им нужно вдохновение. А музыка – это по факту чистое вдохновение. Причём музыка разных направлений – рэп, рок, шансон или народная – главное то, что подаётся в этой музыке, тексты и смыслы. Они становятся девизом. История вокруг концерта Надежды Бабкиной объединила большинство социально активных омичей. У них появилась общая тема, в которой все пришли к консенсусу. Но было бы лучше, если объединяли людей не негативные новости, не протестные настроения, а общая цель.