Омск может занять своё собственное место в области исследования Арктики и при этом вернуть себе статус судостроительного города. Специальное судно для экспедиционных исследований на северном и южном полюсах планируют построить с помощью местных предприятий.
За плечами у Сергея Щербакова, директора Центра парусного спорта, две кругосветные экспедиции – на яхтах «Сибирь» и «Скорпиус». После завершения одной из них, ещё в 2001 году, он решил построить новое экспедиционное судно для исследований. Ранее планировалось, что в 2012 году его уже построят и состоится экспедиция. Путешественник собирался обойти Антарктиду, подняться к Арктике и обойти и её. Большую научную программу в 2007 году поддержало Русское географическое общество.
В 200-летний юбилей
Однако проект появился лишь в теории. Теперь он может найти своё воплощение в реальной жизни – такое судно под названием «Восток» хотят строить в Омске. Оно отправится к Антарктиде в 2020 году, когда исполнится 200 лет после открытия континента. Перед этим Щербаков, который также является и членом совета омского регионального отеделения РГО, планирует также сходить на остров Бенета. Главные цели проекта – привлечь инвестиционные средства в регион и интегрироваться в научное исследование и освоение Арктики.
Судно должно занять свою собственную нишу в научных исследованиях. Затраты на атомный ледокол составляют порядка 3 млн руб в день, при этом на нём удаётся добраться не до всех нужных точек. Расходы на «Восток» будут в зависимости от условий (например, от стоимости топлива или размера суточных для сотрудников) в пределах от 3 до 10 тыс. руб. в день. Экономичность растёт за счёт парусного выражения. К тому же судно может вмерзать, обсыхать во время отлива на грунте, его можно использовать вблизи архипелагов.
«На «Сибири» мы перевернулись на 10-метровой волне. Естественно, новое судно должно быть более устойчивым и надёжным. Планируется ледовое подкрепление первого класса и стальной корпус, – рассказывает Сергей Щербаков. – Длина «Востока» будет составлять 30 м, ширина – 6,5 м, осадка с поднятым килём –1,8 м и 4,3 м – с опущенным, водоизмещение – 100 т. В проекте есть управление из рубки в штормовых условиях, есть двухштурвальное управление в корме. Оно будет выполнено по последнему слову научных достижений, а также будут обеспечены комфортные условия для проживания. Название выбирали с прицелом на 2020 год: за 200 лет до этой даты, в 1820 году, нашими соотечественниками Беллинсгаузеном и Лазаревым была открыта Антарктида».
Возможность изготовить 30-метровый корпус подтвердили в Иртышском пароходстве. Для этого подойдёт стапель, на котором строили корпуса 40-метровых буксиров.
Часть научно-исследовательского и навигационного оборудования нужно будет закупать за пределами. Остальные приборы, а также мебель, отделку и утепление можно найти у предприятий Омской области. Важно учесть специфику систем утепления и энергосбережения: в некоторых местах температура воды достигает -3,5°С. Не замерзает, потому что солёная. При этом на корпусе намерзает «снежная шуба».
Станет судостроительным центром
«Очень хочется, чтобы в ближайшие месяцы или годы мы увидели новую омскую яхту. Город, возможно, станет ещё и судостроительным центром. Во многих областях нашей промышленности этому решению были бы рады, потому что каждое судно – достаточно сложная техническая система, в создании которой могут поучаствовать, наверное, многие наши предприятия, опыт у них имеется, – считает Дмитрий Зачатейский, заместитель начальника отдела разработки систем и комплексов связи для флота Омского научно-исследовательского института приборостроения. – Если говорить о радиотехнической промышленности, то не секрет, что достаточно долгие годы не было ни одного судна, ни одного корабля, на котором бы не было бы изделия, которое было разработано и изготовлено в нашем городе. Сейчас эти работы продолжаются, разрабатываются другие системы для кораблей, прежде всего, военно-морского флота. А если мы поговорим о научной составляющей этого проекта, то будут и найдены интересные темы для омских учёных».
В большей степени омские предприятия волнует, что этот проект будет одноразовым. В ситуации, когда не ожидается серийного выпуска, перестраивать производство под одно изделие просто нет смысла. Кроме того, разработчики проекта из Санкт-Петербургской дизайн-группы «Рикошет» пока заложили в него «начинку» иностранного производства, и теперь её нужно заменить. Специалисты омских заводов считают, что нужно брать то, что уже изготавливается серийно, а главный конструктор определит, подойдёт ли эта продукция для судна.
«Направление очень перспективное. Не одно судно будет строиться, а целая плеяда, – уверяет Виталий Савенков, заместитель министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области. – Точно больше десяти. Будут налоги, рабочие места. Важно, чтобы мы выполняли задачи консолидировано. Иллюзий мы не питаем, полностью все узлы мы сделать не сможем, но более 50% – точно. А дальше рисков нет – остальное купим».