Примерное время чтения: 13 минут
1317

Мавзолей как у Ленина. Какими были первые омские памятники

По сути памятник жертвам Куломзинского восстания - это монументальное погребальное сооружение.
По сути памятник жертвам Куломзинского восстания - это монументальное погребальное сооружение. / Наталья Корнеева / АиФ

В Омском государственном историко-краеведческом музее региональное отделение Союза краеведов России провело очередное заседание публичного лектория, на этот раз темой обсуждения стала монументальная история города, о загадках и мифах первых омских памятников рассказал доктор исторических наук, директор ОГИК музея Пётр Вибе.

Памятник нерукотворный

В России долгое время роль памятников выполняли религиозные сооружения: церкви, часовни, которые возводились во славу господа и были посвящены выдающимся историческим событиям. Например, тот же храм Василия Блаженного в Москве был посвящён победе русских войск и взятию Казани, а стоящий рядом Казанский собор – освобождению Москвы от поляков в 1612 году, Храм Христа Спасителя – героям 1812 года.

В эпоху Петра были предприняты попытки создания памятников в европейских традициях, но тогда это ничем не закончилось и только при Екатерине II в Российской империи появились подобные сооружения. Помните у Пушкина «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»? Этот столп и есть памятник. Тогда они были в виде колонн и обелисков. В 1771 году установлена Морейская колонна в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море в феврале 1770 года, она стала первым монументом царскосельского сада императрицы.

Первым скульптурным монументальным памятником России стал Медный всадник Этьена Фальконе на сенатской площади. Его открыли в 1782 году,  он изготовлен из бронзы. В то время слово «медь» в русском языке допускалось к употреблению в отношении этого сплава. В Москве первым скульптурным памятником стал монумент Минину и Пожарскому Ивана Мартоса. Он был возведён в 1818 году у собора Василия Блаженного на народные деньги.

Деньги на памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому собирали всем миром.
Деньги на памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому собирали всем миром. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

«Сибирь и Дальний Восток были самыми бедными на отношении памятников территории. Первым в Сибири появился памятник в Ермаку в Тобольске, это простой обелиск, выполненный по проекту Брюллова в 1839 году. На постаменте было написано «Покорителю Сибири Ермаку», - рассказывает Пётр Вибе. - В этом же году в Барнауле появился Демидовский столб – обелиск в честь столетия горного дела на Алтае. В 1850 в Обдорске (ныне Салехард) возвели памятник генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду».

История памятника царю-освободителю

Омск был центром Западно - Сибирского степного губернаторства, но  памятников в городе не было вообще. Разговоры велись вначале о возведении монумента императору Александру I, затем русскому общественному и государственному деятелю, реформатору, законотворцу Михаилу Сперанскому, Александру II. В 1910 году в честь 50-летия отмены крепостного права в России, решено было установить памятник царю- освободителю. Но к юбилею не успели, хотя по всей стране масштабно праздновалась эта круглая дата. К тому времени во всей Российской империи именно лик Александра II считался самым массовым, воплощали образ царя в бюстах, парадных скульптурах. Вновь к этому вопросу вернулись в 1916 году, когда Омск праздновал 200-летие.

Краеведы обнаружили проект памятника в архивах.
Краеведы обнаружили проект памятника в архивах. Фото: Омский государственный историко-краеведческий музей

Предполагаемые места установки памятника менялись, фигурирует в архивах площадь перед новым зданием судебных установлений (нынешнее здание Законодательного Собрания Омской области), поскольку и судебная реформа была также проведена Александром II. В 1914 году при закладке здания было определено и место для постамента. С этого и начинаются загадки: кто был автором памятника? Архитектором дома судебных установлений на Соборной площади был Василий Пруссаков. Здание возведено в 1916 году, но был ли там установлен памятник – подтверждения тому нет. Во время работ по восстановлению Успенского кафедрального собора в 2007 году был обнаружен гранитный камень с надписью «Царю-освободителю - благодарный народ». Было ли это частью монумента?

«В архивах мы нашли несколько проектов, - говорит директор историко-краеведческого музея. – Это были типовые варианты – предлагался бюст на высоком постаменте. Но эти проекты были отвергнуты. Академик Пруссаков предлагал полноростовую фигуру императора. Местная пресса сообщала, что строительство памятника будет вестись по его эскизам, но помешала война. Другая загадка – был ли установлен памятник вообще? Документально подтвердить и доказать не удалось. В прессе об этом не сообщалось, хотя много писалось о подготовке, даже называлась стоимость проекта – 11 тысяч рублей. Сначала писали, что открытие состоится 20 июля 1916 года, потом 30 августа в день памяти перенесения мощей святого князя Александра Невского. Но вряд или и в том день состоялось торжественное открытие. Подтверждений этому событию нет».

Смотрели омские историки и краеведы в других источниках. Например, в руках исследователей оказался материал из центрального военно-морского музея. Аэрофотосъёмка Омска велась Белой армией адмирала Колчака. На снимках 1919 года видно, что памятника у дома судебных установлений нет. Но при этом памятник там был. Пётр Вибе приводит воспоминания Сергей Голошубина, сына знаменитого краеведа, священника Иоанна Голошубина. Эти записи датируются 1960-е гг, где приводятся детские воспоминания, связанные с Омском после освобождения изгнания Красной армией Колчака.

Бывшее здание Судебных установлений. Ныне Законодательное Собрание Омской области.
Бывшее здание Судебных установлений. Ныне Законодательное Собрание Омской области. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

«Около здания судебных установлений стоял огромный сарай, сколоченный из досок с такой же тёсовой крышей. В середине сарая возвышался на пьедестале памятник Александра II, ещё не открытый, никто ничего о нём не знал. Сарай был разобран сразу, с пьедестала была повержена бронзовая фигура Александра II и долгое время валялась в песке. Множество народа ходило его смотреть, у всех это зрелище вызывало насмешки и острые шутки. В последствие из бронзы была отлита монументальная фигура Карла Маркса примерно в полторы натуры. Карл Маркс был отлит во весь рост в сюртуке со сложенными на груди руками и с непокрытой головой. Его взгляд был направлен вдаль, в грядущее. Памятник был установлен на небольшом пьедестале у стены Дома народного просвещения, теперь Дом пионеров».

Получается, что до апреля 1920 года царь-освободитель был спрятан от людских глаз. Памятник был установлен, но не был открыт. Видимо, те самые вихри враждебные, что веют над нами, не обошли стороной монумент. Тяготы Первой мировой войны, революционные настроения в обществе не дали свершится торжественному событию и народ не успел поблагодарить царя за освобождение от крепостничества. Но загадка о судьбе памятника остается неразгаданной. О бронзовой скульптуре Карл Маркс ничего неизвестно. Если бы был такой памятник, то просто так потеряться он не мог. Ну и по какой причине его б могли снести?

Борцы революции

А памятник Карлу Марксу был, но глиняный или гипсовый. Его сваял очень известный скульптор-монументалист Иван Шадр, который в то время находился в Омске, и ему было поручено Сибревкомом в 1920 году этот монумент возвести на том же самом пьедестале, что и  царю - освободителю.  Создавался памятник к тяжёлых условиях – было холодно, мастерская не отапливалась. Скульптор намучился с глиной, а когда Маркс был готов, то фигура рухнула и разбилась. Пришлось всю работу начинать сначала. Установили немецкого философа перед домом судебных установлений. Очень интересная деталь – его периодически заносили внутрь здания, оберегая от ветра и дождя. Судьба не известна. Старейший памятник Омска – памятник Борцам Революции. Он находится в мемориальном сквере на могиле 120 политзаключённых, расстрелянных армией Колчака.

Памятник Борцам Революции находится в центре города, в сквере, входящем в ансамбль площади Ленина.
Памятник Борцам Революции находится в центре города, в сквере, входящем в ансамбль площади Ленина. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

«История, связанная с эти памятником, тоже богат на легенды, мифы и загадки, - отметил Пётр Вибе. - В 1921 году на площади между драмтеатром и музеем им Врубеля предполагалось открыть памятник Парижской коммуне, год был юбилейным. Но после, в память о жертвах, расстрелянных перед отступлением колчаковцами, было принято решение установить памятник на том месте, где он находится сейчас. Очень быстро откликнулся тот же самый Шадр, попросил прикомандировать его к губревкому, чтобы вместе с 5 армией не отправили дольше на восток. Но он создает памятник Марксу. Поручили  Николаю Виноградову, воспитаннику Строгановского училища. Он с бойцами Красной армии прошёл боевой путь. Приступил к работе над монументом в 1923 году. По замыслу Виноградова, памятник на братской могиле должен был воплотить идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России».

Интересно, что скульптор работал без предварительного изготовления макета, сразу ставя каркас и нанося на него раствор. Ему помогали рабочие, поскольку работа с цементом требовала быстроты. На постамент были нанесены надписи. Одна из них гласила: «Коммунары Парижа! У вас вырвали Красное Знамя, рабочие России отняли его и победили!». Открытие памятника состоялось на торжественном митинге 15 июля 1923 года.

Мифами и легендами обросла история создания художественного образа. В Омске каждый горожанин расскажет историю о том, что скульптор изобразил знаменитого мадьяра, красного интернационалиста Карою Лигети, а женщина, что подхватила раненого героя, его боевая подруга. Приводит эту легенду в своей книге сибирская писательница, краевед Мария Клементьевна Юрасова. Свою историю рассказывал Иван Шихатов. Он однажды во французском журнале 1985 года увидел проект памятника скульптора Бертеля, который хотели установить во французском Лиможе в память о погибшем президенте Сади Карно.

Знамя из рук падающего мужчины подхватывает женщина, олицетворяющая республиканскую Францию.
Знамя из рук падающего мужчины подхватывает женщина, олицетворяющая республиканскую Францию. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

«Мы нашли журнал, правда, публикация была за 1895 год, а автором памятника  был Брейтель. Бертель был датским художником и скульптором и умер лет за 50 до убийства французского президента. Безусловно, в силу последних исследований уже не выглядит столь однозначной версия Шихатова в отношении омского монумента», - рассказал директор историко-краеведческого музея.

Помимо памятника Борцам революции, на месте мемориального сквера также были установлены в своё время временные монументы. Известно, что они были из дерева. О их судьбе мало известно краеведам, они сейчас активно ищут упоминания об этом. Если у омичей сохранились в семейных архивах какие-либо фотографии, вырезки из газет того времени, то исследователи будут им крайне признательны.

Ещё один памятник той эпохи – мемориал памяти жертв Куломзинского восстания 22 декабря 1918 года. Он на два года младше памятника Николая Виноградова, не так широко известен, поэтому и не оброс таким количеством легенд и мифов. Очень любопытна версия исследователей – памятник сооружён после смерти Ленина и выглядит своей ступенчатой конструкцией как мавзолей, который строился в то время в Москве для вождя.

Ротонды в светской архитектуре возводились часто как мавзолеи, прославляющие павших героев.
Ротонды в светской архитектуре возводились часто как мавзолеи, прославляющие павших героев. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

Он сооружён в виде четырёхступенчатой пирамиды, которая увенчана небольшой ротондой о пяти колоннах. На нижний ярус памятника со всех сторон ведут лестницы с глухими барьерами. В основании памятника – квадрат 5x5 метров с длинными прямоугольными выступами по сторонам. На гранях третьего яруса надписи: на северо-восточной – «Павшим 22 декабря 1918 г.», на остальных трех - «Борцам за свободу». Памятник был сделан из кирпича, оштукатурен и окрашен под бетон. В советское время его белили.

Судьба его трагична, в эпоху перемен он оказался заброшен и стал разрушаться. Тревогу забили в Омском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Оказалось, что последний раз его реставрировали в начале 80-х годов прошлого века. Сейчас он приведён в порядок. Внутри него есть комната, которая воплне может стать музейным центром событий столетней давности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах