Уже никого не удивить продуктами, на упаковках которых стоит знак «без ГМО».
Но вскоре нас ожидает изменение - на прилавках появится молочная продукция, на упаковке которой будет крупно написано: «С добавлением растительных масел».
Ради безопасности
Не успели производители мясомолочной продукции передохнуть после заработавшей с 1 июля в полную силу системы «Меркурий», как их обрадовали очередным нововведением - с 15 июля в России вступило в силу изменение технического регламента Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции. Оно обязывает маркировать упаковку готовых продуктов определённым образом, а именно - указывать, произведены ли они с использованием растительных жиров. По мнению заместителя начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области Юлии Меньщиковой, эта мера позволит покупателям более чётко ориентироваться при выборе.
«Информация должна быть нанесена на лицевой стороне упаковки крупным, разборчивым шрифтом. Покупатель видит эту маркировку и принимает решение, покупать ему этот продукт или нет», - считает Юлия Меньщикова.
Натуральность VS полезность
Считается, что наиболее полезной является молочная продукция, изготовленная из цельного молока и сливок. Но с этим могут поспорить люди с аллергической реакцией на лактозу, а также убеждённые вегетарианцы, отвергающие пищу животного происхождения.
Согласно техническому регламенту, это уже будет не молоко, масло, сыр и прочее, а молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира. По данным представителя Роспотребнадзора, содержание растительных жиров в них не должно превышать 50%.
«Изменились требования не только к маркировке продукции, но и к её наименованию, - подтверждает Юлия Меньщикова. - Название будет звучать примерно так: «Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии сыра (масла или молока)». Сейчас нельзя называть маслом масляную пасту или сливочно-растительный спред. Да, наименование получается длинным, в три-четыре строчки, но зато всё прозрачно для потребителя».
Откуда берётся фальсификат?
У потребителя сформировано двоякое отношение к растительным жирам в продуктах питания. По словам представителя Роспотребнадзора, есть производства, которые работают по прозрачным технологиям, используют качественное сырьё, причём делают продукцию с добавлением растительных жиров. И здесь уже потребитель реализует своё право - покупать или не покупать такую продукцию. А есть фальсифицированная продукция. Производитель заявляет продукт как натуральный сливочный, а в нём обнаруживаются растительные жиры. В этом случае он потенциально опасен.
Но как раз уведомление покупателя (точнее, отсутствие такового) и есть тот самый камень преткновения, который ставит производителя по ту сторону закона.
«Если продукция изготовлена с добавлением растительных жиров, но данные об этом отсутствуют на упаковке, товар идёт в продажу как натуральный и по соответствующей цене, он является фальсифицированным, - говорит Юлия Меньщикова. - Как правило, подделывают сливочное масло, сыр, молоко и мороженое».
По данным Роспотребнадзора, в Омской области с начала 2018 года было выявлено четыре случая фальсификата. Гораздо больше такой продукции идёт в регион из других областей, а также Казахстана и Республики Беларусь. Такие факты фиксируются на сайте ведомства, и данные передаются в контролирующие органы по месту регистрации недобросовестных компаний.
К примеру, в 2018 году на омских прилавках было выявлено 11 иногородних производителей, выпускающих фальсификат. Это Каменский молкомбинат, Московский завод плавленых сыров, ПК «Айсберг Люкс», ООО «Меркурий», ООО «Наша ферма» (Санкт-Петербург), ООО «Кварта» и пр. К злостным нарушителям, по словам Меньщиковой, применяются жёсткие санкции. Во-первых, штраф. Для юридических лиц - от 100 до 300 тыс. руб. При повторном нарушении сумма может вырасти до одного миллиона, а также оформляется отзыв лицензии и приостановление производства до 90 суток.
Что касается стоимости натуральных продуктов и с добавлением растительных жиров, то с введением новой маркировки она должна остаться на прежнем уровне. Ведь среди производителей по-прежнему сохраняется мощная конкуренция.
Переходный период
Константин Цыпленков |
«Изменения, касающиеся маркировки, вступили в силу 15 июля. Сейчас начался переходный период, который продлится до конца года. С 1 января 2019 года все производители обязаны перейти на новую маркировку, - сказал начальник отдела переработки и товарного рынка управления, развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка регионального минсельхоза Константин Цыпленков. - Большая часть наименований уже начала выходить в изменённой упаковке. Но та продукция, которая имеет длительные сроки хранения и произведённая, скажем, 31 декабря 2018, будет на законных основаниях продаваться следующие полгода, несмотря на старую упаковку.
За нарушение технических регламентов предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 КоАП - штрафы для юридических лиц от 100 тысяч рублей и далее отзыв лицензии».
Фермеры в стороне
Иван Бригерт |
«На фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных производственных кооперативах нововведение, касающееся маркировки упаковки молочной продукции, не сказалось, - прокомментировал ситуацию президент Союза крестьянских фермерских хозяйств Омской области Иван Бригерт. - Фермеры сдают молоко на предприятия, с ними рассчитываются - и всё, далее производитель делает с сырьём то, что сочтёт нужным.
Нас беспокоит только одно: люди в большинстве своём не считают необходимым покупать натуральные продукты, в том числе и молоко. Молочная продукция, на мой взгляд, для массового потребителя должна производиться фермерскими хозяйствами.
Натуральное молоко имеет определённые сроки годности, но в любом случае оно не должно храниться месяц, а то и более.
Всё-таки продукты питания должны быть натуральными».
Качество от цены не зависит
Анастасия Кийко |
«В нашей семье очень любят молоко, особенно дети. Несмотря на огромный ассортимент, выбора практически нет - прилавки заставлены нормализованным молоком. Да, оно дешевле, но для детей, на мой взгляд, лучше цельного молока ничего нет. Поэтому приобретаем то, что подороже - выбрали для себя одну марку, – рассказала мать двоих детей Анастасия Кийко. – Раньше покупали продукцию другого бренда. Но однажды мы уехали на выходные, забыв молоко в стакане на столе. Вернулись через три дня, а оно даже не прокисло - покрылось какой-то жуткой плесневелой плёнкой. С тех пор ТО молоко не беру даже на блины. Деревенское молоко, которое продают в пластиковых бутылках на рынке, тоже никогда не покупаю из соображений безопасности. Неизвестно, что и откуда туда налили. От кишечной палочки даже кипячение не спасёт.
Масло выбираю, ориентируясь на цену. Хорошее масло не может быть дешёвым. Беру 82,5%. И то, бывает, чувствуется маргариново-пластилиновый привкус.
Сейчас производителей обязали ставить маркировку на упаковки. Но я не уверена, защитит ли это потребителей от некачественной продукции».
Кстати
Некоторые народности не переносят лактозу в чистом виде, поэтому не могут пить молоко. К ним относятся вьетнамцы, таиландцы, лаосцы и китайцы. Уже к четырём годам ребёнок теряет способность переварить лактозу на 80-90%. Это стало причиной того, что малыши недотягивают в росте, и китайское правительство забило тревогу. В стране запущена государственная программа «Школьное молоко» под лозунгом «200 мл молока в день - 2 см в месяц!». Патронаж программы осуществляет правительство, а предприятия, поставляющие молоко в школу, имеют льготы по налогам. Отличным выходом для нации стало употребление безлактозного молока.