Уже никого не удивить продуктами, на упаковках которых стоит знак «без ГМО».
Но вскоре нас ожидает изменение - на прилавках появится молочная продукция, на упаковке которой будет крупно написано: «С добавлением растительных масел».
Ради безопасности
Не успели производители мясомолочной продукции передохнуть после заработавшей с 1 июля в полную силу системы «Меркурий», как их обрадовали очередным нововведением - с 15 июля в России вступило в силу изменение технического регламента Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции. Оно обязывает маркировать упаковку готовых продуктов определённым образом, а именно - указывать, произведены ли они с использованием растительных жиров. По мнению заместителя начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области Юлии Меньщиковой, эта мера позволит покупателям более чётко ориентироваться при выборе.
![Масло было фальсифицировано.](https://aif-s3.aif.ru/images/013/419/204ecbda54e264c5b640e81b4505efd5.jpg)
«Информация должна быть нанесена на лицевой стороне упаковки крупным, разборчивым шрифтом. Покупатель видит эту маркировку и принимает решение, покупать ему этот продукт или нет», - считает Юлия Меньщикова.
Натуральность VS полезность
Считается, что наиболее полезной является молочная продукция, изготовленная из цельного молока и сливок. Но с этим могут поспорить люди с аллергической реакцией на лактозу, а также убеждённые вегетарианцы, отвергающие пищу животного происхождения.
![Разгрузочные дни полезны для здоровья.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/845/28712358af7c3ed1df434f297df26986.jpg)
Согласно техническому регламенту, это уже будет не молоко, масло, сыр и прочее, а молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира. По данным представителя Роспотребнадзора, содержание растительных жиров в них не должно превышать 50%.
«Изменились требования не только к маркировке продукции, но и к её наименованию, - подтверждает Юлия Меньщикова. - Название будет звучать примерно так: «Молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии сыра (масла или молока)». Сейчас нельзя называть маслом масляную пасту или сливочно-растительный спред. Да, наименование получается длинным, в три-четыре строчки, но зато всё прозрачно для потребителя».
Откуда берётся фальсификат?
У потребителя сформировано двоякое отношение к растительным жирам в продуктах питания. По словам представителя Роспотребнадзора, есть производства, которые работают по прозрачным технологиям, используют качественное сырьё, причём делают продукцию с добавлением растительных жиров. И здесь уже потребитель реализует своё право - покупать или не покупать такую продукцию. А есть фальсифицированная продукция. Производитель заявляет продукт как натуральный сливочный, а в нём обнаруживаются растительные жиры. В этом случае он потенциально опасен.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/015/047/8f493df57afee91f1fa88c5f47848dcf.jpg)
Но как раз уведомление покупателя (точнее, отсутствие такового) и есть тот самый камень преткновения, который ставит производителя по ту сторону закона.
«Если продукция изготовлена с добавлением растительных жиров, но данные об этом отсутствуют на упаковке, товар идёт в продажу как натуральный и по соответствующей цене, он является фальсифицированным, - говорит Юлия Меньщикова. - Как правило, подделывают сливочное масло, сыр, молоко и мороженое».
По данным Роспотребнадзора, в Омской области с начала 2018 года было выявлено четыре случая фальсификата. Гораздо больше такой продукции идёт в регион из других областей, а также Казахстана и Республики Беларусь. Такие факты фиксируются на сайте ведомства, и данные передаются в контролирующие органы по месту регистрации недобросовестных компаний.
К примеру, в 2018 году на омских прилавках было выявлено 11 иногородних производителей, выпускающих фальсификат. Это Каменский молкомбинат, Московский завод плавленых сыров, ПК «Айсберг Люкс», ООО «Меркурий», ООО «Наша ферма» (Санкт-Петербург), ООО «Кварта» и пр. К злостным нарушителям, по словам Меньщиковой, применяются жёсткие санкции. Во-первых, штраф. Для юридических лиц - от 100 до 300 тыс. руб. При повторном нарушении сумма может вырасти до одного миллиона, а также оформляется отзыв лицензии и приостановление производства до 90 суток.
Что касается стоимости натуральных продуктов и с добавлением растительных жиров, то с введением новой маркировки она должна остаться на прежнем уровне. Ведь среди производителей по-прежнему сохраняется мощная конкуренция.
Переходный период
![]() |
---|
Константин Цыпленков |
«Изменения, касающиеся маркировки, вступили в силу 15 июля. Сейчас начался переходный период, который продлится до конца года. С 1 января 2019 года все производители обязаны перейти на новую маркировку, - сказал начальник отдела переработки и товарного рынка управления, развития животноводства, малых форм хозяйствования, переработки и товарного рынка регионального минсельхоза Константин Цыпленков. - Большая часть наименований уже начала выходить в изменённой упаковке. Но та продукция, которая имеет длительные сроки хранения и произведённая, скажем, 31 декабря 2018, будет на законных основаниях продаваться следующие полгода, несмотря на старую упаковку.
За нарушение технических регламентов предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 КоАП - штрафы для юридических лиц от 100 тысяч рублей и далее отзыв лицензии».
Фермеры в стороне
![]() |
---|
Иван Бригерт |
«На фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных производственных кооперативах нововведение, касающееся маркировки упаковки молочной продукции, не сказалось, - прокомментировал ситуацию президент Союза крестьянских фермерских хозяйств Омской области Иван Бригерт. - Фермеры сдают молоко на предприятия, с ними рассчитываются - и всё, далее производитель делает с сырьём то, что сочтёт нужным.
Нас беспокоит только одно: люди в большинстве своём не считают необходимым покупать натуральные продукты, в том числе и молоко. Молочная продукция, на мой взгляд, для массового потребителя должна производиться фермерскими хозяйствами.
Натуральное молоко имеет определённые сроки годности, но в любом случае оно не должно храниться месяц, а то и более.
Всё-таки продукты питания должны быть натуральными».
Качество от цены не зависит
![]() |
---|
Анастасия Кийко |
«В нашей семье очень любят молоко, особенно дети. Несмотря на огромный ассортимент, выбора практически нет - прилавки заставлены нормализованным молоком. Да, оно дешевле, но для детей, на мой взгляд, лучше цельного молока ничего нет. Поэтому приобретаем то, что подороже - выбрали для себя одну марку, – рассказала мать двоих детей Анастасия Кийко. – Раньше покупали продукцию другого бренда. Но однажды мы уехали на выходные, забыв молоко в стакане на столе. Вернулись через три дня, а оно даже не прокисло - покрылось какой-то жуткой плесневелой плёнкой. С тех пор ТО молоко не беру даже на блины. Деревенское молоко, которое продают в пластиковых бутылках на рынке, тоже никогда не покупаю из соображений безопасности. Неизвестно, что и откуда туда налили. От кишечной палочки даже кипячение не спасёт.
Масло выбираю, ориентируясь на цену. Хорошее масло не может быть дешёвым. Беру 82,5%. И то, бывает, чувствуется маргариново-пластилиновый привкус.
Сейчас производителей обязали ставить маркировку на упаковки. Но я не уверена, защитит ли это потребителей от некачественной продукции».
Кстати
Некоторые народности не переносят лактозу в чистом виде, поэтому не могут пить молоко. К ним относятся вьетнамцы, таиландцы, лаосцы и китайцы. Уже к четырём годам ребёнок теряет способность переварить лактозу на 80-90%. Это стало причиной того, что малыши недотягивают в росте, и китайское правительство забило тревогу. В стране запущена государственная программа «Школьное молоко» под лозунгом «200 мл молока в день - 2 см в месяц!». Патронаж программы осуществляет правительство, а предприятия, поставляющие молоко в школу, имеют льготы по налогам. Отличным выходом для нации стало употребление безлактозного молока.