Загадочный ингредиент под названием «пальмовое масло» всё чаще добавляют в самую разнообразную «молочку». Звучит это безобидно и даже слегка экзотично. Но почему же тогда производители молочной продукции умалчивают о том, что в её составе имеются растительные жиры?
Изучаем этикетки
Пальмовое масло производители любят добавлять в молочную или кондитерскую продукцию по очень простой экономической причине – это выгоднее. Сами потребители к этой проблеме относятся двояко: одни чуть ли не под лупой разглядывают этикетки на продуктах в поисках хоть малейших следов растительных жиров, а другие машут рукой – дескать, никто от этого ещё не умер. Сейчас вопрос использования этих ингредиентов стали рассматривать на уровне Госдумы. Для начала необходимо добиться того, чтобы производители перестали утаивать информацию. Как раз сейчас федеральный Минсельхоз работает над изменением правил маркировки молочной продукции. Недавно врио главы региона Виктор Назаров на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым затронул «пальмовый» вопрос:
«Сегодня на рынке имеется продукция с добавлением растительных жиров и масел, которые по своей себестоимости ниже, чем продукт, реализуемый нами. И здесь мы хотели бы обратить ваше внимание – либо изменить техрегламент по продуктам питания именно этой категории, либо принять другие меры, чтобы мы могли выйти из этой ситуации».
По мнению Дмитрия Медведева, главная задача государственного регулирования в этой сфере – объяснять людям, что они покупают. Необходимо знать, что продукт с добавлением жиров стоит дешевле. В основном на эти нюансы покупатели не обращают внимания и берут что дешевле, но с растительными жирами. По закону их использовать разрешено, но вот указывать их наличие производители стесняются. И потом получается довольно странная ситуация, когда российские заводы производят тонны продукции, при этом не закупая не единого литра молока. Парадокс.
Штрафы прибыли не помеха
В последнее время в нашем регионе Роспотребнадзор начал активные проверки по выявлению фальсификатов в омских магазинах. И даже обнародован список «провинившихся» производителей, в числе которых и омские предприятия.
«В 2015 году было исследовано 80 проб молочных продуктов по жирно-кислотному составу и содержанию фитостеринов, из которых 20 не соответствуют нормативам, – рассказывает Анастасия Силантьева, главный специалист УФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Омской области. – Наличие фитостеринов в продукции и говорит нам о тех самых растительных жирах. Согласно техническому регламенту, на этикетке указывается наименование продукта, например, «масло сливочное». В нём должно содержаться определённое количество белков, жиров, при этом определённого качества и без фитостеринов. Если они есть, то получится уже фальсифицированная продукция. Хотя важно заметить, что растительный жир не несёт угрозы жизни человека».
На предприятиях, которые производят фальсификат, проводят проверки, составляют протоколы, направляют письма в органы сертификации. Штраф для индивидуальных предпринимателей составляет 20 – 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. Но если посмотреть правде в глаза, станет понятно, что никакие штрафы не помогут избавить Россию от засилья «пальмы». Прибыль от продажи сомнительной «молочки» с лихвой перекроет любой штраф.
От редакции: Исчезнет ли окончательно из состава молочных продуктов «пальма», сказать сложно. Скорее всего, этого не произойдёт по нескольким причинам. Во-первых, растительные жиры, по мнению медиков, действительно не смертельны, однако и пользы не приносят никакой. Во-вторых, если запретить использовать растительные компоненты в производстве, предприятия потеряют миллионную прибыль. В-третьих, при таком раскладе людям нужно быть готовым и к тому, что цены на «молочку» не поползут, а полетят вверх. Натуральная продукция будет стоить в разы дороже, и, к слову, многие производители настоящей сметаны или творога сейчас вынуждены занижать цены, чтобы не сильно отличаться от своих «пальмовых» коллег и не остаться в итоге в минусе. Кстати, честные производители давно уже пишут на более дешёвой продукции «спред», «сметанный продукт», «сырный продукт». Беда в том, что таких не очень много. И поэтому только мы сами, потребители, можем следить за тем, что приобретаем.
О молочных гигантах
«Растительный жир в стране начали использовать при дефиците молока – он помогал восстанавливать сухое молоко, – объясняет Валерий Маначинский, член совета директоров одного из омских молочных заводов. – Эту систему ввели в Москве примерно с 2009 года, потом она получила распространение в регионах. Растительный жир – это не только пальмовое масло, которое и правда может быть полезным. Есть растительные жиры из тропических растений, которые в основном применяют для производства дизельного топлива. Но даже если добавлено 1-2% растительных компонентов, это никак не выявишь, зато это принесёт предприятию миллионную прибыль. Если молочные гиганты прекратят применять растительный жир – они обанкротятся. И штрафами их не остановишь. Введение маркировок – эффективная мера. Но надо понимать, что натуральная продукция сразу подорожает. Например, те, кто производит натуральную сметану, вынуждены подстраиваться под цену тех, кто использует растительный жир, и поэтому реализуют её в два раза дешевле».
Баланс жиров
«Каждый производитель обязан указывать на упаковке товара достоверную информацию: состав продукта, процентное соотношение полинасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, – комментирует Валерий Высокогорский, д. м. н., профессор кафедры продуктов питания и пищевой биотехнологии ОмГАУ. – Потребитель сможет получить пользу от продукта только в том случае, если будет соблюдать баланс употребления жирных кислот. В настоящее время большинство населения страны не владеет культурой питания. Выбирая продукты, человек отталкивается от возможностей личного бюджета. Зачастую это приводит к потреблению низкокачественных продуктов, в которых содержание жиров не сбалансировано либо искусственно подкорректировано. Большое содержание полинасыщенных жирных кислот в пальмовом масле приводит к накоплению холестерина, одной из причин различных сбоев в работе организма. Частое употребление продуктов с высоким содержанием животных жиров, сливочного, пальмового и кокосового масла также приводит к осложнениям».
Доверяйте коровам!
«Я, конечно, обращаю внимание на упаковки и почти всегда читаю состав того товара, который покупаю, – говорит Дарья Оклей, актриса Лицейского театра. – Стараюсь не приобретать продукты, содержащие искусственные ароматизаторы и красители, категорически против усилителей вкуса, хотя в любом фастфуде они есть. У меня вызывают недоверие продукты, в составе которых просто написано: «ароматизаторы» или «консерванты». Пальмовое масло, насколько мне известно, в натуральном виде абсолютно безопасный продукт. Проблема в том, что при любом воздействии оно разрушается и даёт очень вредные продукты распада. Вот они действительно вредны. Что касается молока и молочных продуктов, то в нашей семье мы их едим и очень любим, не покупаем продукты, в составе которых есть сухое молоко. А по возможности пьём парное молоко, которое берём у знакомых. Я не знаю, должно ли именно государство контролировать все маркировки и содержание жиров в продуктах, но кто-то это должен делать однозначно».
Дать право выбора
«В существующем техрегламенте молочной продукции нет конкретных параметров, например, по содержанию растительного жира, – говорит Николай Дранкович, замминистра сельского хозяйства Омской области. – Прописано только, что продукт может содержать их от 15% до 90%. Но об этом на этикетке не прочитаешь. Например, тот же спред, то есть сливочное масло с применением растительных компонентов, нужно называть именно спредом, а не сливочным маслом. И получается, что производства сыров и сливочного масла растёт, а прироста молока нет. Да, использование растительных жиров не запрещено, но тогда продукт должен содержать чёткую маркировку. Именно поэтому глава региона Виктор Назаров обратился к правительству РФ с просьбой внести изменения в маркировки выпускаемой продукции. Люди должны видеть, что они покупают, иметь право выбора – покупать сыр, который на 90% состоит из растительных жиров или из жиров животного происхождения».