Примерное время чтения: 13 минут
290

Куда подевался Ново-Омск. Кто пишет летопись города, которого нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ в Омске № 10 06/03/2024 Сюжет Листая страницы омских архивов
У памятника жертвам Куломзинского восстания проходила вся жизнь кировчан.
У памятника жертвам Куломзинского восстания проходила вся жизнь кировчан. pastvu.com

Смеем утверждать, что благодаря огромной поисковой работе, проделанной краеведами, молодое поколение может изучать историю своей малой родины и гордиться своими земляками.

Изучая архивы своей семьи, Галина Эрлинекова собрала большой материал по истории Старого Кировска, ныне часть Кировского административного округа.

Галина Геннадьевна Эрлинекова.
Галина Геннадьевна Эрлинекова. Фото: Краеведческий лекторий ОМСК-300

«Небесный тихоход»

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Галина Геннадьевна, что за город был Ново-Омск?

- В 1892 году началось строительство Великого Транссиба. В этом же году было построено здание железнодорожного разъезда Омск-пост. Он располагался в 4 км от города на левом берегу Иртыша.

Вокруг железнодорожного разъезда начали селиться первые жители. Было построено несколько мельниц, заработал шпалопропиточный завод, завод «Азия», работали множество артелей. Новое поселение на левом берегу интенсивно застраивалось.

В 1909 году Омск-пост стал станцией Куломзино. А посёлок, образованный вокруг железнодорожной станции, получил название Ново-Омск. С 1925 года по 1933 год посёлок Ново-Омск получил статус города. В 1933 году вышло постановление о присоединении Ново-Омска к городу, и бывший город стал новым районом города – Куломзинским. В 1935 году в честь государственного деятеля С.М. Кирова район был переименован в Кировский район.

- Вы знаете, когда поселились в Старом Кировске ваши предки?

- По одной линии предки в 1914 году прибыли в Омск, когда началась мобилизация на Первую мировую войну. Мой прадед по материнской линии был казак по фамилии Святченко, прибыл из села Петровка, что находится возле города Петропавловска, нынешней Республики Казахстан.

Святченко Авдей Иванович, его жена Меланья Павловна, основатель рода Иван Иванович Святченко. 1930-е гг.
Святченко Авдей Иванович, его жена Меланья Павловна, основатель рода Иван Иванович Святченко. 1930-е гг. Фото: АиФ Наталья Корнеева

Другая ветвь была дворянской. Моя бабушка по отцовской линии была из рода Подкорытовых, жили они под Москвой. Дед был студентом Политехнического института, членом марксистского кружка. И как политический был сослан в Тару. В Омск семья переехала в 1918 году.

- Судьба вашего деда удивительная. Как он попал на фронт в Великую Отечественную войну?

- В 1941 году самолёты авиаотрядов  Гражданской авиации отправили на фронт, из них были сформированы  авиаэскадрильи специального назначения. Мой дед тогда работал в Омском аэропорту авиатехником, омичи должны были лишь доставить самолёты на фронт, но они писали рапорты и остались воевать. Кстати, в составе одного из отрядов был и лётчик Николай Алексеев – дублёр главного героя из фильма «Небесный тихоход», которого играл Николай Крючков.

Ёржиков Михаил Иванович.
Ёржиков Михаил Иванович. Фото: АиФ Наталья Корнеева

Мой дедушка Ёржиков Михаил Иванович в составе такого авиаотряда вылетел на фронт почти в первые дни войны. Боевое крещение получил в Великих Луках, поднял последний самолёт при срочной эвакуации из города и благополучно посадил его – это было очень непросто, почти на грани человеческих усилий. К тому же он не был лётчиком, но техников в авиационном училище учили самостоятельно летать. Вот тогда и пригодились лётные знания.

Ёржиков Михаил Иванович
Ёржиков Михаил Иванович Фото: АиФ/ Наталья Корнеева

Авиаэскадрильи специального назначения возили почту, летали за линию фронта к партизанам, бомбили с малых высот, доставляли раненых.

Войну закончил Михаил Иванович бы в Кёнигсберге, но их срочно перебросили в Берлин, когда понадобилась филигранная работа бомбардировщиков на малых высотах. В Берлине, особенно около Рейхстага были выкопаны огромные рвы, которые мешали продвижению советских танков, артиллерии, пехоте. Их нужно было срочно засыпать. Для этого и понадобились самолёты малой авиации. Задание было выполнено.

Вернулся Михаил Иванович домой осенью 1946 года.

Переправа, переправа

- Вы выступаете как краевед Старого Кировска. Как вы к этому пришли?

- Всё началось с моей родословной. В 2009 году многие мои родственники были ещё живы. Я собирала материал, фотографии, документы. Мои многочисленные родственники работали почти на всех предприятиях Кировска. Как-то сложилось так, что в мои записи попадала история того или иного предприятия.

В 2010 году я ходила к бывшему шпалопропиточному заводу на улице Сибирской, на котором когда-то работал мой дядя.

Когда шла назад, бабушка - местная жительница - спросила, что я ищу. Разговорились. Очень многое из прошлого Кировска мне рассказала эта бабушка. Это было так интересно!

После беседы, возвращаясь домой, я вдруг отчетливо поняла, что моя родословная, все пять поколений живших и живущих на территории Кировского района, крепко сплелись с его историей. Но нужно было разделить родословную и историю Кировска.

Моя родословная была закончена, и я серьёзно занялась историей своего края, своей малой родины – Старого Кировска.

Три года  я ходила по улицам района, «приставала» к бабушкам и дедушкам, много фотографировала, записывала рассказы старожилов, одним словом собирала материал по истории Старого Кировска.

Затем пошла по библиотекам. И вот попала в библиотеку имени А.С. Пушкина, где и начала изучать газеты прошлых лет. Просмотрела все газеты «Рабочий путь», примерно 5 664 экземпляра. Выписывала все статьи о нашем районе.

С 1931 года по 1932 год в Ново-Омске печаталась газета «Большевистский путь», это была только наша газета. Перечитала все номера. Работала в архивах.

- У вас есть исследование о переправах и мостах через Иртыш.

- До 1959 года в Омске не было ни одного коммунального моста, только железнодорожный. Кировчане зимой перебирались на правый берег по льду Иртыша. Летом – действовали паромы, катера, речные трамвайчики, лодки.

Вообще, переправа через Иртыш долгое время была сложной, опасной и трудной.

Переправа всегда была платной, перевозить бесплатно разрешалось только: почту, военных и каторжников.

Железнодорожный мост появился после постройки Транссибирской железнодорожной магистрали.

До этого вагоны перевозили летом на паромных платформах, зимой прокладывали по льду Иртыша временный путь.

Спасением стали паромы, их перевозили катера или буксиры. Было составлены расписания, приняты меры безопасности. Но случались и катастрофы – в мае 1930 года во время переправы через реку погибли рабочие ночной смены овчинно-шубного завода.

В 1935 году по Иртышу стал ходить речной трамвайчик. Рейс длился 45 минут, билет стоил 60 копеек.

В 1937 году был построен понтонный мост, который эксплуатировался до пуска Ленинградского моста. Он был составлен из больших лодок, поперёк которых лежал настил. Всё было неустойчиво, зыбко. А для речных судов такой мост разводили на ночь.

Пантеонный мост
Понтонный мост Фото: Краеведческий лекторий ОМСК-300

Ленинградский мост, который сейчас на ремонте, начали строить в 1955 году. Он был сдан в эксплуатацию 6 ноября 1959 года.

- Получается, что Старый Кировск, как бы, не принимал участия в общегородских мероприятиях?

- Отсутствие надёжной переправы через Иртыш, отдалённость поселения от города стали причиной иного развития всех структур и предприятий Кировска.  Но связь с городом была.  В город ездили на совещания, консультации, учились в учебных заведениях города и рабфаках. А вот демонстрации и митинги проводились  отдельно от города на площади Восстания, у памятника Борцам Революции.

В разное время  в Кировске  действовали: поликлиники – детская и взрослая, больницы – детская и взрослая, ветеринарная лечебница, противотуберкулёзные диспансеры, строились школы, работал Дом пионеров.  Имелся свой кинотеатр имени 22 декабря 1918 года, был стадион «Кировец», Дом культуры, сад культуры и отдыха имени С.М. Кирова, работали множество магазинов промышленных и продовольственных товаров, аптеки, библиотеки взрослые и детские, вечерняя школа,  развивались автотранспортные предприятия, на территории Кировска в 1929 году начал действовать Омский аэропорт. Действовали спортивные школы, телефонная станция, радиоузел, Кировский рынок, столовые, сберкассы. Работа суд, прокуратура, нотариус, отделение милиции и множество баз и других учреждений. Районом руководил исполнительный комитет Куломзинского (Кировского) района.

22 декабря к памятнику жертвам Куломзинского восстания приходят каждый год.
22 декабря к памятнику жертвам Куломзинского восстания приходят каждый год. Фото: КПРФ Омск

22 декабря 1918 года в Омске был разработан план вооружённого восстания против диктатуры Колчака. В городе восстание в последний момент было отменено, а вот в Куломзино (посёлок Ново-Омск), до которого не дошло известие об отмене, повстанцы боролись до конца.

Всех погибших повстанцев похоронили в Братской могиле на площади Восстания, где в 1925 году был построен памятник Борцам Революции. А в историю Омска это восстание вошло под названием Куломзинское восстание.

Первооткрыватели воздушных трасс

- Одна из последних работ касается становления и развития гражданской авиации в Омске. Есть там интересные факты?

- В 1911 году омичи впервые увидели самолёт, но только в 1929 году в Омске появилась Гражданская авиация.

В газете сообщалось о всех прилётах самолётов.
В газете сообщалось о всех прилётах самолётов. Фото: АиФ

Вы знаете, что у нас через Омск проходят две великих магистрали? Это Транссибирская железнодорожная магистраль и Транссибирская воздушная магистраль, которые действуют  и в настоящее время. Схемы этих магистралей почти совпадают.

Лётчики первых полётов по новой трассе днём ориентировались по железной дороге, а ночное время – по светомаякам, установленных на определённом расстоянии друг от друга.

По воздушной трассе до 1929 года летали лишь почтовые самолёты, и полёты были испытательными, которые прошли успешно. 

В 1928 году в Омске приземлился первый почтовый самолёт; известно и имя первого платного пассажира, который прилетел в Омск – это был немецкий журналист и коммерсант по фамилии Фишер, который летел в Новосибирск из Москвы. Тогда расстояние между Москвой и Омском самолёты пролетали за 18 часов.

И только в мае 1929 года начались воздушные перевозки пассажиров.

- Как вы передаёте свои знания?

- В школе № 144 вела уроки краеведения, я участник проекта «Краеведческий лекторий» в Омской государственной областной научной библиотеке им. Пушкина. Иногда выступаю в других школах.

В основном – в данное время обрабатываю собранный материал, пишу историю Старого Кировска. Из этой работы стали выделяться отдельные темы, но, в более развёрнутом виде. Такие как «Памятники и памятные места Старого Кировска», «Марьяновские бои», «История Кировской переправы», «Рождение Омской гражданской авиации», «Омское восстание 22 декабря 1918 года», «История завода Омскгидропривод», «История библиотеки имени А.Ф. Палашенкова». Провела виртуальные экскурсии по трём улицам Старого Кировска.

- Хотелось бы, чтобы ваши исследования были напечатаны, хотя бы небольшими тиражами.

- Наверное, мне бы тоже хотелось этого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах