Омичи изрядно ругают городские власти, когда вынуждены стоять в пробках из-за ремонта Ленинградского моста; но что бы они сказали, если бы узнали, что до 1959 года в Омске не было ни одного автомобильного моста, а зимой ходили и ездили пешком по льду реки? В те времена процветал лодочный бизнес и речной общественный транспорт.
Как переправлялись с правого берега на левый, сколько это стоило, о трагедиях и уникальных решениях, о понтонном мосте, что разводили по часам, как в Санкт-Петербурге, о водных трамвайчиках рассказала Галина Эрлинекова – вот уже несколько лет она занимается изучением истории Кировского округа, а точнее, старого Кировска.
Правый берег, левый берег
В 1753 году в Омске была утверждена таможенная застава для взимания пошлины с привозных товаров. Она появилась на левом берегу Иртыша, в районе нынешнего Ленинградского моста; крепость же стояла на правом, и это был центр города.
В 1790 году омские власти задумались об организации перевозок, при этом в условиях к тем, кто бы занялся таким делом, было указано, что военных и их грузы, а также почту они должны были возить бесплатно. Договор был заключён на аренду перевоза, перевозчику предоставили паромы, а работников на них тот должен был нанимать сам. Как и сейчас, часть выручки должна была поступать в городскую казну. Известно, что эта сумма равнялась 330 рублям.
Ещё одно условие – перевозить разрешалось всех, кроме беглых каторжников и беспаспортных бродяг.
Постепенно бизнес ширился, плавсредствами стали обзаводится практически все жители домов, стоявших у реки. Появились и крупные пароходовладельцы. Известно, что к началу ХХ века по Иртышу стали ходить моторные лодки – веяние прогресса.
![События, запечатлённые на открытках.](https://static1-repo.aif.ru/1/b5/2329628/c/d6e507463121f2cf44319827e9b8ed4f.jpg)
К тому времени была налажена и паромная переправа. Одна действовала у Омской крепости, вторая – в районе нынешнего Ленинградского моста. Кстати, современная улица Масленникова была в то время Перевозной.
Спасибо Транссибу
Соединить восток и запад Российской империи должна была железная дорога - в 1892 году было начато строительство магистрали. Постепенно рельсы и шпалы «докатились» и до Омска. В 1894 году здесь появился первый пассажирский поезд.
Для беспрепятственного движения, пока не был построен железнодорожный мост, вагоны перевозили летом на паромных платформах, зимой прокладывали по льду Иртыша временный путь.
![Переправа через Иртыш. Паромный катер.](https://static1-repo.aif.ru/1/1e/2329591/c/ecb34647adacfd2e37db499ac8ac4c33.jpg)
Мост был необходим как воздух. На левом берегу стремительно рос и развивался предпринимательский городок Ново-Омск, бизнес требовал восточных рынков сбыта – в Китае и Японии, на западные претендовала центральная часть России. Позже городок станет частью Омска и основным костяком Кировского округа.
Почти напротив него располагался хутор Атаманский, рядом с ним стали возводить вокзал, депо и железнодорожные мастерские. Соединил оба берега в 1896 году мост.
Он был построен по проекту Николая Белелюбского, его протяжённость составила 639 м; шесть основных пролётов по 109 метров и два пролёта по 22 м. На его возведение царское правительство выделило три миллиона рублей. Ещё одно имя вспоминают мостостроители – это Владимир Березин, он руководил основными работами.
Прежде чем открыть для движения, мост испытывали. На каждую ферму ставили паровозы общим весом 224 тонны, в это время комиссия находилась непосредственно под мостовой конструкцией.
![Диорама «Транссиб. История моста через Иртыш» есть в Музее железнодорожников в Омске.](https://static1-repo.aif.ru/1/0c/2329638/c/d37c1be7ba53ae7e90a6ce06338a76d5.jpg)
19 марта 1896 года по железнодорожному мосту прошёл первый состав, грузовые и пассажирские перевозки дальнего пути следования были отлажены. Но проблема переправы через Иртыш всё равно осталась.
От Колчака до Хрущёва
В период Гражданской войны Омск стал столицей России и резиденцией Верховного правителя России адмирала Колчака. Отступая, белогвардейские части взорвали мост. Зимой с перевозками ещё справлялись, вновь вспоминая, как переправлять тяжёлую железнодорожную технику, вагоны и грузы.
Сначала практически вручную, потом сделали, намораживая снег, временную ледовую переправу. К 15 апреля 1920 года мост восстановили, в работах принимал участие Дмитрий Михайлович Карбышев, будущий Герой Советского союза.
![Перевозка вагонов с помощью людской силы, 1919 г.](https://static1-repo.aif.ru/1/bc/2329613/c/8625404ad1e67d02156a0e7ae3a25f83.jpg)
Новая советская власть тоже понимала, что мост для автомобилей и пешеходов необходим, но ничего поделать не могла – стране нужно было срочно от крестьянского быта переходить на индустриализацию. Затрат на сооружение подобного типа Омск не потянул бы, а потому следовало организовать переправу по новым правилам. Очередь из ожидающих подвод была сравнима с пробками 2023 года.
Паромы стали спасением, их перевозили через Иртыш катера или буксиры на тросах. Было отлажено расписание и меры безопасности. Впрочем, случались и катастрофы – в мае 1930 года во время переправы через реку погибли рабочие с ночной смены овчинно-шубного завода.
В 1935 году на водную гладь вышел новый вид водного транспорта, который горожане назвали речным трамвайчиком. Рейс длился 45 минут, билет стоил 60 копеек. С шести утра и до десяти часов вечера он курсировал между берегами.
![Речной трамвайчик.](https://static1-repo.aif.ru/1/4e/2329594/c/ec1e08f0317bd6bf4d366e258ced4fd4.jpg)
В 1936 году стали строить понтонный мост. В длину он составлял 662 метра, в ширину – семь. Состоял он из больших деревянных лодок, поперёк которых был уложен настил. Для устойчивости их ставили ещё и на якоря. При изменении уровня воды его высоту регулировали при помощи домкратов.
Сдали в эксплуатацию летом 1937 года: по воспоминаниям омичей, поездка по такой всё время двигающейся конструкции было тем ещё удовольствием. Зыбко, страшно.
Для прохождения речных судов был установлен особый график разведения понтонного моста - как в Ленинграде, его разводили на ночь. И так продолжалось во время Великой Отечественной войны: зимой по льду, летом - по реке. В переходные времена года с переправой была беда.
![Понтонный мост.](https://static1-repo.aif.ru/1/1e/2329590/c/11fc097ef0fef2ad831d387be4792d8e.jpg)
Транспортно - пешеходный мост был в довоенных планах, строить его начали в 1955 году, как раз на том месте, где стояла старая таможенная застава. Железобетонное сооружение возводили по проекту «Лентрансмостопроекта». Испытывали его всё тем же способом – максимальную нагрузку на опоры обеспечивал транспорт. В случае с железнодорожным мостом были локомотивы, на автомобильном – автобусы.
Ещё два в придачу
6 ноября 1959 года мост был открыт, не обошлось без красных ленточек и торжественных речей. 7 ноября жители Кировского района впервые влились в колонны трудящихся на демонстрации, посвящённой 42 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
![Ленинградский мост.](https://static1-repo.aif.ru/1/bc/2329612/c/6fdd239f2b542516184b17ed3966150c.jpg)
Протяжённость моста составила 653 м, ширина проезжей части – 20 метров. Движение грузов, пассажирских автомобилей и общественного транспорта по шести полосам оживило левобережье. Микрорайон стал расти на глазах. С годами нагрузка только увеличивалась, потому то со вторым мостом не стали тянуть веками.
В 1978 году в районе телецентра построен ещё один мост: его назвали в честь 60-летия ВЛКСМ – молодёжной коммунистической организации. Он соединил сразу три района, существовавших тогда в Омске: Кировский, Советский и Первомайский. Для строительства моста были выполнены большие работы, что называется, предмостные. Так появилась круговая развязка и виадук. Кстати, тогда дорога из Нефтяников была вообще закрыта, попасть в центр можно было только по объездному пути.
Первая свая третьего моста через Иртыш была забита в 1993 году. Метромост строили 12 лет, в 18 октября 2005 году по нему прошлась праздничная колонна. В год 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне он не мог быть назван как-то иначе.
В генеральном плане города Омска, который рассчитан до 2040 года, запланировано строительство новых мостов через Иртыш. Один в створе улицы Доковской, второй – улицы 22 декабря.
Галина Геннадьевна Эрлинекова
Краевед, на протяжении нескольких лет занимается изучением истории Кировского округа.
В 2018 году прочитала лекцию о восстании 22 декабря 1918 года в Омске, а конкретнее в Куломзино. Её видео с виртуальными экскурсиями по улицам Старого Кировска нашли своих поклонников. Новая работа посвящена теме транспортного сообщения между двумя берегами Иртыша.