Дисциплины технического и естественнонаучного цикла включают блок расчетно-логических заданий - задач. Порядок их решения зачастую вызывает сложности у школьников.
К основным проблемам относят:
- неумение грамотно записать условие для составления алгоритма верного решения;
- пробелы в знаниях формул, математических, логических и иных законов, определяющих закономерности, взаимосвязи величин и переменных;
- отсутствие навыков комбинирования формул, работы с графиками, диаграммами, числовыми прямыми, экспериментальной частью.
К дисциплинам, решение задач по которым вызывает наибольшие трудности у учащихся, относят:
- математику и ее разделы - алгебру и геометрию;
- физику;
- химию;
- биологию;
- информатику.
Каждый из этих предметов, наук имеет свою специфику выполнения практических заданий. При наличии значительных пробелов в знаниях наверстать упущенное будет достаточно сложно. Преподаватели считают, что именно через решение задач можно глубже и полнее понять материал, выявить и ликвидировать проблемы с его пониманием и применением.
Для того, чтобы результат был максимально высоким, можно привлечь в помощь репетиторов или записаться на соответствующие курсы. Есть и более бюджетный, но не менее результативный метод - самостоятельная работа с использованием решебников и специальных сборников с ответами. Найти такие можно на сайте - выбрав необходимый предмет, класс и пособие.
Работа по такой системе заключается не в том, чтобы найти и переписать нужный ответ. Главное - разобраться, вникнуть в суть самого решения, понять и запомнить алгоритм решения задачи.
Все представленные задания делятся на несколько основных блоков:
1. Собственно расчетные - где достаточно найти нужную формулу и подставить в нее числовые значения.
2. Расчетно-логические, заключающиеся в том, чтобы скомбинировать несколько формул в одну систему и, сокращая неизвестные переменные, вывести грамотный алгоритм и получить ответ.
3. Графические, решаемые посредством нахождения решений на графике или прямой в системе координат.
4. Диаграммы различных типов.
5. Задачи на сравнение, где нужно сопоставить величины. В некоторых случаях они вызывают затруднения у школьников, например, когда требуют приведения величин, единиц измерения к единому виду (например, по системе СИ в физике и т. п.).
6. Аналитические. В них нужно не только найти одно или несколько верных решений, но и вычислить факторы, влияющие на результат, степень их влияния, по итогу вычислений сделать соответствующие выводы.
Помимо правильного решения и отслеживания алгоритма его нахождения, такие пособия-решебники интересны и полезны тем, что в них можно увидеть принцип правильной записи ответа.
Это крайне важно для тех, кто:
- участвует в предметных олимпиадах и конкурсах;
- готовится к ВПР, диагностическим, проверочным, где при проверке учитывается не только сам результат, но и то, как он записан, отображен в формулярах;
- сдает выпускные экзамены - заполнение форм предусматривает определенную запись, грамотность которой также подлежит оценке.
Регулярно работая со сборниками готовых домашних заданий, школьники постоянно видят, как надо грамотно записать ответы. И автоматически запоминают принцип верного отображения результата, применяют его на практике.
К преимуществам такой работы также относят:
- возможность самостоятельного планирования времени для занятий, составление своего индивидуального графика;
- приобретение ценных навыков самоконтроля и самопроверки, работы с информацией. Они пригодятся не только в школе, но и после ее окончания;
- это бюджетный, доступный практически для каждого ученика вариант.
Порядок занятий и поиска ответов максимально прост. Надо завести в поисковую строку соответствующую дисциплину, класс, само пособие - наименование и автора (авторов). И перейти на нужную тему, раздел, параграф, отыскав то задание, которое требуется выполнить. Далее - посмотреть ход решения и принцип получения ответа, порядок его записи. Наиболее эффективной работа будет в том случае, если вначале решить задачу самостоятельно, а затем сверить с эталоном. В случае расхождения следует обязательно вернуться к заданию позже, чтобы повторить материал и оценить степень его усвоения.