Школьный кабинет, в котором ученики разыгрывают сценки, слушают музыку, изучают работы известных художников вместо стандартных картинок из учебника - общение происходит исключительно на английском языке. Именно такая атмосфера царит на занятиях по иностранному языку в школе № 79.
Нестандартные арт-технологии - изюминка, отличающая уроки Татьяны Тонких, которая недавно стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» и уже осенью попытает свои силы вместе с педагогами страны во всероссийском этапе.
Сначала заинтересуй
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Татьяна Анатольевна, как вы пришли в школу?
Татьяна Тонких: Я с детства обожала изучать английский язык и всегда знала, что моя профессия будет связана с ним. Но я была уверена, что стану переводчиком. Однако на последнем курсе университета поняла, что преподавание - это то, чем хочу заниматься всю жизнь. И сразу после окончания университета пришла в школу: так и работаю в сфере образования уже 16 лет.
- На своих уроках вы используете нестандартные методики и арт-технологии. Как у вас появилась идея разнообразить учебный процесс?
- На протяжении всего периода изучения английского языка в школе ребята запоминают огромное количество слов, разбирают сложную грамматику. Но в итоге всё равно не могут говорить на иностранном языке. Соответственно, необходимо поменять способы обучения. Мне очень понравилась арт-технология и её разнообразные приёмы. Они позволяют поставить ребёнка в такие условия, что он будет вынужден говорить на английском языке, применяя полученные знания в речи.
На уроках я очень люблю творческие задания: инсценировки, песни, просмотр видеофрагментов, составление кроссвордов. Но и без современных технологий никуда.
- На ваших занятиях учащиеся работают и с друдлами. Расскажите, пожалуйста, что они собой представляют и для чего нужны?
- Друдлы, которые я применяю в своей деятельности, относятся к достаточно новым приёмам эффективной арт-технологии. Это незатейливые картинки или наброски, представляющие собой визуальные загадки. С их помощью развивается воображение, критическое мышление, активизируется мыслительная деятельность ребёнка. Учащиеся высказывают догадки о том, что изображено на картинке. Конечно же, на английском языке.
На протяжении всего периода изучения английского языка в школе ребята запоминают огромное количество слов, разбирают сложную грамматику. Но в итоге всё равно не могут говорить на иностранном языке.
- А методы арт-технологии больше рассчитаны на младшие классы?
- Приёмы арт-технологии настолько разнообразны, что их можно применять абсолютно на любом этапе обучения английскому языку. В начальной школе более популярны песенки, игры, этюды. В среднем звене ребятам очень нравится создание книг, анализ друдлов, описание картин, просмотр видеороликов. В старших классах вызывают интерес ролевые игры, интервью, создание лэпбуков и творческих проектов. Для каждого возраста есть свой приём. Этим и хороша такая технология.
Без языка никуда
- Ученики сегодня проявляют интерес к изучению английского языка? Осознают его важность?
- Не всегда учащиеся понимают важность изучения английского языка. Это происходит потому, что сейчас у каждого есть гаджет, который переведёт любую фразу и озвучит любое слово. Зачем тогда что-то учить?
Поскольку мотивация - это субъективное отражение мира ученика, учителю достаточно сложно её вызвать. Приходится продумывать нетрадиционные и необычные формы урока, именно так и получается заинтересовать учащихся.
- Но при этом вы не против гаджетов на уроках или при подготовке домашнего задания?
- Естественно, я не против информационных технологий. Очень важно задействовать в образовательных целях то, что нравится детям. Но на уроке мы не используем гаджеты, для этого у нас есть мобильный класс с новыми ноутбуками и интерактивной доской. Гаджеты отлично находят своё применение во внеурочное время: для выполнения онлайн-заданий, прохождения викторин и квестов.
- Раньше, особенно в отдалённых сельских школах, можно было наблюдать ситуацию, что учитель иностранного языка редко или даже совсем не общался с носителями данного языка. Как вы считаете, насколько важно для педагога, преподающего тот или иной иностранный язык, поддерживать общение с зарубежными представителями?
- По моему мнению, общение с носителями языка является обязательным для учителя. Ведь только общаясь с носителем, узнаёшь особенности культуры, какие-то секреты языка, о которых не говорится в учебниках. И понимаешь, как нужно говорить, улавливаешь необычные интонационные нотки.
Несколько лет назад существовал популярный сайт для общения и обмена педагогическим опытом, где я познакомилась с людьми из англоговорящих стран, и это очень помогло сделать мою речь беглой. Мы до сих пор общаемся по видеосвязи.
Очень приятная победа
- А зачем педагогу участие в конкурсах и олимпиадах?
- Я очень люблю конкурсы и не пропускаю ни одной педагогической олимпиады.
Во-первых, конкурсы и олимпиады дают возможность развиваться. На олимпиадах есть возможность пополнить словарный запас, узнать что-то новое из грамматики. А в педагогических конкурсах, таких как «Учитель года», знакомишься с новыми технологиями, эффективным опытом коллег.
Во-вторых, во время соревнований получаешь огромный спектр эмоций. Это не только волнение перед выступлением, но и радость от общения, воодушевление от приобретения творческих навыков, счастье от результатов.
В-третьих, это азарт, удовлетворение своих амбиций и желание проверить себя.
- Победа в конкурсе «Учитель года» - серьёзное достижение и своего рода признание мастерства педагога. Ожидали ли вы, что сможете стать лучшей?
- Мне кажется, нет такого учителя, который был бы на 100% уверен в своей победе. Всегда есть какие-то сомнения. Бывает, вспоминаешь конкурсный урок и думаешь: может, лучше надо было выбрать другое упражнение или на мастер-классе стоило бы поступить другим образом?
Конечно, победа стала для меня приятным сюрпризом. И ученики, и родители поздравляли, писали слова благодарности. Наши творческие учителя устроили грандиозное поздравление с цветами, стихами и конкурсами. Мне было приятно услышать столько тёплых слов.
- Уже думали, как будете готовиться к всероссийскому туру?
- Подготовка к заключительному туру уже началась. Идёт оформление документов, съёмка видеоролика. Буду дальше изучать приёмы арт-технологии и подбирать интересные упражнения для урока и классного часа. Победители прошлых лет на своих каналах проводят вебинары и мастер-классы, обязательно хочу их посмотреть и попытаться перенять интересный педагогический опыт.
- Скоро подойдёт к концу учебный год и нагрузка у педагогов станет чуть меньше. А чем вы в свободное от школы время занимаетесь?
- Летом я люблю путешествовать. Ведь всегда интересно открывать для себя новые места, знакомиться с новыми людьми. Но и в учебное время я оставляю время для хобби. Может показаться, что оно снова связано с моей работой: это посткроссинг.
Я отправляю реальные открытки по всему миру и получаю их сама. У меня уже большая коллекция открыток из различных стран, абсолютно из разных уголков нашей планеты. Это непередаваемое удовольствие, когда ты открываешь почтовый ящик и видишь стопку открыток, пытаешься предугадать, откуда они на этот раз. Главное, что это не электронные открытки, к которым мы привыкли, это возвращение традиций, да и текст на всех открытках мы пишем на английском языке. Так что без английского никуда!