Примерное время чтения: 9 минут
590

Больше терпения. 23-летний директор школы о том, чего недостаёт учителям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Омске № 50 15/12/2021
Оценки ушли на второй план, но они остались важны для учителей.
Оценки ушли на второй план, но они остались важны для учителей. / Владимир Казионов / АиФ

В прошлом году выпускник омского педагогического университета Александр Шорин стал самым молодым директором школы Омского региона. Образовательное учреждение под началом 23-летнего руководителя находится в деревне Любовке Нововаршавского района.

Всего в селе проживает чуть более 500 человек, в школе учатся 63 ребёнка, и только до 10-го класса. Но и в отдалённом уголке переживают последние веяния в сфере обучения. Какие именно - рассказал «рулевой» сельской школы.

Случайная вакансия

Татьяна Громова, «АиФ в Омске»: Александр, расскажите о себе: как пришли в профессию? И как получилось стать директором школы в столь молодом возрасте?

Александр Шорин: В профессию пришёл случайно. После окончания школы встал вопрос, куда идти дальше. По экзаменам я проходил в ­ОмГУ и ОмГПУ. Поразмыслив, решил, что пойду в педагогический. В моей голове были примерно такие мысли: «Хорошо подвешен язык - нужно, чтобы профессия была «говорительной»… Актёр? Литературу сдавать. Журналист? Писать много. Политик? В политику так сразу не берут… О, я же в школе уже 11 лет проучился! Учитель? Да. По крайней мере одну сторону педагогического процесса я уже знаю». Так и пошёл в педагогический.

Далее был выбор факультета, но тут всё сложилось быстрее. Подал документы и взял целевое направление на факультет истории, философии и права. Сделал это по совету родственников. И не прогадал.

В 2020 году, незадолго до выпускного, мне на факультете дали специальный документ, в котором орган, выдавший мне целевое направление, должен поставить  отметку, что я занимаю у них вакантную должность по своему профилю либо о том, что у них нет вакантных должностей. После того как вернулся в родной район за этой самой «визой», так получилось, что и стал директором школы в одном из посёлков. С этого момента всё и завертелось!

- Сколько учеников в вашей школе, каков педсостав?

- У нас 63 ученика, параллели с 1 по 9 класс. Есть ещё дошкольная группа. Педсостав небольшой, каждый работник на вес золота. Малое количество учеников, малое количество учителей, общая замкнутость социальной среды - всё это создаёт ощущение, что школа - это второй дом. Каждый из нас старается в этом доме поддерживать порядок, заботиться друг о друге. Именно это и бросается в глаза гостям.

Родительский эквивалент

- Ребёнок сегодня должен выбирать профессию в 16 лет. Но зачастую взросление происходит позже, люди ищут себя и в 30, и в 40 лет. Может ли школа помочь человеку с самоопределением?

- Возможно, я сейчас скажу крамольную вещь, но я считаю, что нет. Поймите правильно, школа в нынешних обстоятельствах должна это делать, - и мы это делаем, - но, по моему мнению, так не должно быть. Любой человек сам строит свой путь, прокладывает себе дорогу, так? Вмешательство других людей может помочь, конечно, но ведь может и сбить его с намеченного пути.

Одно дело, если человек просит помощи или совета, и совсем другое, когда ему это (даже невольно) навязывают. Дети испытывают трудности с мотивацией именно потому, что родители слишком многое решают за них. Либо напротив - не принимают активного участия в жизни ребёнка (живой, сытый и чистый - этого достаточно). А потом удивляются, почему у него проблемы.

- Раньше главной функцией школы было дать образование. А сейчас?

- Школа даёт возможности, создаёт условия. Но сейчас, к огромному сожалению, идёт тенденция к тому, чтобы из школы сделать не просто эквивалент, а полноценную замену родителям.

Вспоминается выступление одного российского комика, где он утверждал: если ребёнок чистый и сытый, то я хороший родитель и от меня больше ничего не требуется. И задавал аудитории вопрос: «Почему я должен с ребёнком выполнять домашнее задание по математике? Я же не прошу учителей подмывать его!» И ему хочется ответить, что у хорошего родителя ребёнок выполняет домашнее задание преимущественно самостоятельно.

С любым домашним заданием школьник способен справиться.
С любым домашним заданием школьник способен справиться. Фото: freepic.com

- Насколько остро стоит кадровый вопрос?

- Очень остро. Этим летом не было учителей половины школьных предметов. К счастью, удалось найти и привлечь новые кадры. Но текучка огромная. Никак не покидает ощущение, что сижу на пороховой бочке. Никогда не знаешь, кто напишет заявление об уходе…

И современному учителю не хватает денег. (Смеётся.) А если серьёзно, не хватает терпения. Чтобы работать в школе хотя бы несколько лет. Если раньше для многих родителей «пятёрка» была показателем успешности их чада, то теперь оценкам не уделяется большого внимания. Главное, чтобы ребёнок был здоров, счастлив, следовал своим интересам.

Как оценивать знания ребёнка и как его мотивировать в этих условиях? Какая роль при этом у школы и родителей? Это для родителей отметка теперь, возможно, ничего не значит, а для учителей это очень и очень важно. Это же не только оценка деятельности ученика, но и учителя.

С мотивацией всё интереснее. Сейчас многие говорят, что дети не читают, что у них плохая память. Когда я был ребёнком, несмотря на наличие телевизора и персональных компьютеров, в семье было принято читать. Много читал отец, много читала мать. И за семейным ужином обсуждались не только общие вопросы, но и то, что мы прочитали, в чём смысл прочитанного, и какое у нас личное отношение к этому.

Врать не буду, нам с братом не всегда это нравилось, но пример родителей и их искренний интерес к чтению дали о себе знать. До сих пор, когда есть свободное время на работе или в поездке, предпочитаю не сидеть в социальных сетях и не «залипать» в видео, а читать.

- Не опасно ли давать детям свободу выбора? Например, на второй язык, специальные курсы.

- А какая в этом опасность? Что плохого своим выбором они сделают? Напротив, я считаю, что в образовании должна быть бОльшая свобода действий. Пусть ребёнок САМ попробует те сферы, которые ему интересны. Даже если выбор будет неудачным, сам факт признания выбора ценен как опыт.

- Дети сейчас другие - вы согласны с этим? В чём принципиальное отличие поколения next?

- Другие. Но скорее не сами дети, а общество в целом. И их родители в том числе. Принципиальное же отличие современных детей и современных родителей в том, что у них появилось отношение «мне все должны». Не «я должен», как было в моей семье, а именно «мне должны». Люди запомнили, что у них есть права, но никак не могут запомнить, что есть и обязанности. Такое же отношение к жизни у детей. И это затрагивает все сферы жизни общества, к сожалению.

- Огромное количество родителей жалуются, что после работы им приходится решать задачки вместе с детьми. В то же время некоторые частные школы вообще отказываются от домашних заданий. Что вы думаете по этому поводу?

- Я думаю, домашние задания для детей, а не для родителей. Что значит «приходится»? Геометрия начинается в 7 классе. Неужели до 7 класса у ребёнка не сформировалась самостоятельность? Ни один учитель не даст задание, которое дети не могут выполнить. А детям и удобно. Пришёл к маме, папе, сказал, что он не может решить, и всё: пусть родители с учителем разбираются. Опять же, неужели сложно подойти к учителю и спросить?

Когда в моей практике случаются подобное, я сразу детям говорю: «На телефоне поиграть время было, а подойти и просто спросить или хотя бы сказать - нет? Удивительно!». Я понимаю, почему частные школы отказываются от домашних заданий, но это отнюдь не пример для общеобразовательных организаций. Домашние задания задаются не просто так, они необходимы для усвоения содержания.

Непосильного нет

- Как вы относитесь к прогрессивным системам образования, как, скажем, в Финляндии? Ребёнка хвалят, не нагружают, вокруг дружественная атмосфера.

- Любое учение должно быть сложным, ведь сама суть обучения в разрешении специально смоделированных ситуаций, которые заведомо менее сложные, чем реальные. Да и по-другому жить в современном мире не получится.

- У нас самое крепкое образование?

- Сложно об этом судить. С одной стороны, я выпускник отечественной системы общего и профессионального образования, и я считаю себя образованным человеком. С другой, я не могу оценивать всю систему, не видя её целостно. В качестве итогового ответа могу сказать, что я патриот своей страны, а потому считаю отечественное образование лучшим в мире.

- Вы сами как учились в школе - к чему тянулись?

- Я учился средне. Моим главным бичом было систематическое невыполнение домашних заданий. Старался это компенсировать участием в мероприятиях и хорошими отметками за контрольные и самостоятельные работы. Зато ЕГЭ сдал на 236 баллов или что-то около того. Но до сих пор сложно приносить работу домой.

- Топ идей и мыслей, а может даже действий, которые вы предприняли в первый год своего руководства школой.

- Мне пришлось перестроить себя на режим «Александр Сергеевич» и отучиться представляться людям «Саша». Свыкнуться с постоянным вопросом самому себе: «А кто, если не я?». Продолжать работать и стараться принести пользу людям.

ДОСЬЕ
Александр ШОРИН. Директор Любовской школы Нововаршавского района Омской области. Родился 6 декабря 1997 года. Окончил среднюю школу в Омске. В 2020 году получил степень бакалавра факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета. Тогда же был приглашён на должность директора. Также ведёт в своей школе уроки английского языка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах